Неприятная правда, высказанная ботом Романа, заключается в том, что многие наши реальные взаимоотношения существуют, в основном, в форме обмена текстовыми сообщениями, которые становится всё проще скопировать. Евгения убеждена, что в такого рода переписке что-то есть, но она не знает, что именно. Недавно она дала Luka курс на развитие бота под названием Replika. Это гибрид дневника и личного помощника. Он задает вопросы о вас и в итоге может научиться имитировать ваш стиль общения по переписке. Куйда предполагает, что этот бот может эволюционировать в цифровое воплощение человека, которое выполняло бы от его лица действия разного рода: начиная с переговоров касательно счета за кабельное ТВ и заканчивая организацией встреч с друзьями. И, как и бот Романа, он переживет вас, создавая живой памятник тому человеку, которым вы были.
При этом Жене больше не интересны боты, занимающиеся рекомендациями ресторанов. Работая над ботом Романа, она стала задумываться о том, что коммерческие чат-боты должны пробуждать какие-то эмоции в людях, которые ими пользуются. Если ей все удастся, это станет еще одним невероятным примечанием к жизни Романа.
Евгения продолжила добавлять материал в бот Романа — в основном фотографии, которые он теперь может отправить по требованию — и недавно улучшила основополагающую нейросеть, заменив «селективную» модель на «генеративную». Прошлая модель просто пыталась подобрать подходящие текстовые сообщения Мазуренко для соответствующих ответов; новая же модель может брать фрагменты его сообщений и комбинировать их для создания новых сообщений, которые (теоретически) остаются голосом Романа.
В последнее время Женя стала испытывать чувство умиротворения касательно смерти Романа. Отчасти потому, что она создала место, куда может направить свою скорбь. Осенью во время нашего разговора она сравнила это с «отправлением сообщения на небеса»: «Для меня важнее как бы отправить сообщение в бутылке, а не получить ответ».

Прошло меньше года со смерти Романа, а он продолжает отчетливо существовать в жизнях людей, которые его знали. Когда они скучают по нему, то отправляют сообщения его аватару и чувствуют себя ближе к нему. «Было много того, чего я не знала о своем ребенке. Но сейчас я могу прочитать то, что он думал на определенные темы. Я лучше узнаю его. Это дает мне иллюзию того, что он сейчас здесь», — поделилась со мной мать Романа.
Ее глаза наполнились слезами, но когда наше интервью закончилось, она сказала уверенным голосом: «Я хочу повторить, что я очень благодарна за то, что у меня есть эта вещь».
Наш разговор напомнил мне слова Димы Устинова о том, как в наше время мы выходим за рамки своей физической формы:
«Человек это не только тело, набор рук, ног и компьютер. Человек намного больше этого»
Устинов сравнил жизнь Мазуренко с галькой, брошенной в водоём — рябь продолжает идти во все стороны. Его друг просто принял другую форму. «Мы до сих пор продолжаем знакомиться с Романом. Это прекрасно», — считает Устинов.
* * *
Фотографии опубликованы с разрешения семьи Мазуренко, Евгении Куйда, Ивана Семкина и Андрея Манирко.
Автор: Кейси Ньютон.
Оригинал: http://www.theverge.com/a/luka-artificial-intelligence-memorial-roman-mazurenko-botThe Verge.