ФЕНИКС   На связи с единомышленниками           

 Поддержка проекта 

Авторизуйтесь с помощью соцсетей и служб

История морского биолога и фотографа Александра Семёнова

Морской биолог Александр Семенов знаменит на весь мир благодаря своим поразительным снимка подводной фауны. Его фотографии имеют свой собственный стиль и узнаваемы во всем мире. Как Александр увлекся биологией и почему занялся фотосъемкой
Посетитель
Принцесса Фиона
Спонсор ФЕНИКСа Первопроходец ФЕНИКСа
Сообщений: 162
Москва
477 дней назад
Молодой морской биолог Александр Семенов знаменит на весь мир благодаря своим поразительным снимкам морской фауны, сделанным по большей части в ледяных водах северных морей России. В прошлом году он объявил о подготовке кругосветной экспедиции «Акватилис», которая должна стать подводной одиссеей XXI века. Сайт Aquatilis получил несколько наград в области дизайна, Александр стал спикером TEDx, а неподъемный, на первый взгляд, проект набирает обороты и уже этой осенью покажет первые результаты.



ГЛАВНОЕ — НАУЧИТЬСЯ РАССКАЗЫВАТЬ ИСТОРИИ

Когда я только начал снимать под водой, у меня не было конкретных целей, я просто любопытства ради брал с собой камеру и пытался сделать пару-тройку хороших кадров. Иногда это получалось, иногда нет, но когда я постил у себя в блоге картинки странных полупрозрачных сальп и крылоногих моллюсков, не все могли понять, что это вообще такое на фотографии. И я стал объяснять, кто это и как живет. Оказалось, что просто фотографии никому не нужны. Людям нужны истории. И мировым гигантам, таким как National Geographic, тоже нужны истории.


Когда ты рассказываешь историю, иллюстрируя ее несколькими классными картинками, это впечатляет куда больше, а у каждой отдельной фотографии появляется смысл. Неинтересно просто говорить: «Это вот червяк, а это грибы какие-то непонятные». А когда объясняешь, что этот червяк отращивает себе новый тип конечностей и получает способность к плаванию, это сразу становится интересно. Потом показываешь его фотографии крупным планом и говоришь, что он похож на китайского водного дракона, вот, смотрите, тут и тут одинаково все! И все сразу: «Ооо, ничего себе!» Такая подача цепляет. Люди получают пищу для размышлений и бонусом — целый букет образов.

Довольно неожиданный случай вышел с президентом Словении: меня пригласили на небольшую дайверскую конференцию прочитать лекцию про подводные исследования с помощью фотографии.

Сижу себе спокойно, слушаю другие выступления, и тут мне организаторы шепчут на ухо, что на мою лекцию приедет президент. Так получилось, что он мог посетить конференцию всего на час, и этот час пришелся ровно на меня.

И действительно, президент приехал, сел, стал слушать. Я разволновался, но оказалось, что я умею хорошо шутить на английском, так что всю лекцию веселил президента и его свиту. Рассказывал всякие забавные истории про то, как хорошо и полезно проводить под водой время с фотоаппаратом, показывал фотки и рассказывал про тридцатиметровых медуз. Это было круто.

НАПРОСИЛСЯ И ПОЕХАЛ

Я в жизни много всего перепробовал, чем только не занимался. Был во всех кружках на свете, которые только были в моем родном городе Тольятти, ходил во все по очереди. Мы мастерили роботов из мебельных щеток, запускали самолетики на резинках. В Советском Союзе и некоторое время после кружков много было. Потом были секции борьбы, лыж и даже художественная школа, в которую я пошел тайком от родителей.

Потом мы переехали в Москву, и я практически случайно поступил в школу с биологическим уклоном. Тогда же впервые попал на Белое море и прикипел душой к северу и холодным морям. Забавно, что я поехал на север не в свой год (в нашей школе были полевые практики в разных регионах страны), а поехал раньше со старшим классом, просто внаглую напросился в помощники.


Дальше жизнь начала бурлить веселее, потому что я постоянно делал все не как остальные. Когда мы оканчивали университет, кто-то шел в аспирантуру, кто-то шел работать, кто-то с головой погружался в семью, а я подумал, что надо бы сходить в армию, чтобы потом быть совершенно свободным. Меня, правда, переубедили, сказав, что я дурень, так что вместо армии я заглянул в кабинет к директору биостанции и попросил, чтобы меня взяли поработать на годик на станцию. Взяли! Я помогал водолазам, выполнял всякую техническую работу, и тогда же начал снимать животных, которых просто доставал из-под воды. Я снимал все подряд, скорее из любопытства, чем для чего-то конкретного. Камера у меня была древнейшая — одна из первых цифровых зеркалок, штатива не было, вспышек не было, поэтому приходилось придумывать схемы съемки на коленке.

Тут стоит сказать, что камеры я вообще до этого в руках не держал, поэтому с настройками разбирался как настоящий ученый — методом тыка и экспериментируя. У нас тогда не было ни интернета, ни мобильной связи, так что я даже не мог прочитать, что значат буквы на колесике камеры. Три месяца так снимал и вроде даже наловчился.

В итоге я получил, наверное, штук пять «очень приличных кадров» — это мне на тот момент так казалось. Сейчас не могу на них без слез смотреть.



А ведь тогда я искренне думал, что из зеркала на меня смотрит настоящий гений фотографии! Потом я приехал в Москву и открыл Интернет. Со всеми своими новоприобретенными знаниями по фотографии я прочитал первую же попавшуюся статью для чайников, где в первой паре абзацев было описано все, чему я три месяца учился. Оказалось, что я сам освоил все базовые навыки, которые требуются для нормальной съемки. Я поматерился про себя немного, но втайне до сих пор чуть-чуть горжусь, что все сам.

ПО ПУТИ, ПО КОТОРОМУ НИКТО НЕ ХОДИЛ

Так получилось, что я прошел по уже известным дорогам с закрытыми глазами. Понабивал себе шишек везде, где только мог, но в итоге сформировал собственный стиль. Я научился снимать как-то по-своему. Сейчас люди, которые следят за моей работой время от времени, видят в интернете крутанскую медузу и пишут в комментариях: «Кажется, это медуза Семенова?». Она и правда моя. То есть люди видят определенную стилистику и понимают, что это моя медуза. Мне это немного удивительно до сих пор, но подводная фотография — это такая узкая ниша, что в ней можно стать уникальным специалистом по съемке чего-нибудь. Моих медуз узнают еще и потому, что во всем мире так никто больше не снимает.

Есть очень известный фотограф — Пол Никлен, и мне его никогда не перегнать в съемке морских леопардов, нарвалов и моржей — он очень крут! Так вот он увидел мои снимки и обалдел — он не умеет так снимать. Поэтому он продолжает суперпрофессионально делать свое дело, а я делаю свое, и мы оба будем расти и становиться все круче. Но если он начнет снимать то, что снимаю я, то окажется далеко внизу — и наоборот.

Очень важно в жизни найти свое — то, что у тебя не только получается лучше всего, но и приносит нереальное удовольствие. Именно в этой области нужно ставить себе такие мощные цели, которых, как кажется сначала, вообще нельзя достигнуть.


Одна из моих маленьких целей — попасть на обложку National Geographic. Внутри мои фотки были уже неоднократно, а вот на обложке — нет. У них вообще очень небольшой раздел посвящен биологии. Но изображение года в Nature, у меня было. Там на одном развороте оказались селфи марсохода «Кьюриосити», сверхмощная вспышка на солнце, уникальная фотография какой-то важной молекулы, которую с трудом получили, и мой червяк! Это лучшие научные фотографии года по версии самого крутого научного журнала в мире. И я такой: «Ну ок, клево. Фиг с ней, с обложкой».

После этого ты понимаешь, что цель, которая казалась недостижимой, уже настолько ниже твоего настоящего уровня, что тебе нужна новая цель — еще выше, еще круче.

Сейчас я полностью погружен в Aquatilis — эпический и невероятно сложный проект подводной экспедиции, который для меня был заветной мечтой на протяжении последних лет пяти. Я хочу сделать одиссею XXI века на манер Жака-Ива Кусто, только круче, глубже и намного ярче всего, что вы видели. Когда я только начал думать о проекте, мне казалось, что это совершенно неподъемно и ничего не выйдет, но как только я стал делать первые шаги по направлению к мечте, все стало реальным.


Любой, даже самый сложный проект, делится на маленькие достижимые этапы. Так невозможное становится реальностью.

Это огромная лестница, на которую нужно взбираться не один год, но здесь каждая ступенька очевидна, поэтому нужно только сделать шаг, потом еще один и еще. Так ты постоянно движешься не просто вперед, но и вверх. Растет твой уровень, появляется новый опыт, а время позволяет осмыслить задачи и придумать лучший способ оказаться на шаг впереди. Это мой стиль жизни — без остановки двигаться вперед и стремиться вверх. И больше всего меня греет то, что вершин здесь нет, этот путь бесконечен. Я никогда не остановлюсь.

Источник: http://www.adidas.com/com/apps/50stories/story/aleksandr-semenov
Его страница в Фейсбуке: https://www.facebook.com/itscoldunderwater?fref=ts
Редактировалось: 2 раза (Последний: 15 мая 2015 в 16:04)
Посетитель
Сообщений: 19
Оффлайн
Статья интересная и позновательная,спасибо, почитала с интересом!
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
У вас нет прав, чтобы писать на форуме.

Новости форумов