ФЕНИКС   На связи с единомышленниками           

 Поддержка проекта 

Авторизуйтесь с помощью соцсетей и служб

+16182 RSS-лента RSS-лента

Блог клуба - Христианское искусство

Администратор блога: Демид
Курс лекций. "Введение в догматическое богословие" автор: преподаватель кафедры теологии ФДО ПСТГУ, А.Е. Соловьёв.
Курс лекций. "Введение в догматическое богословие" автор: преподаватель кафедры теологии ФДО ПСТГУ, А.Е. Соловьёв.


Лекция 5
О Втором Лице Пресвятой Троицы – Сыне Божием

На прошлой лекции было разобрано православное учение о Боге-Троице и рассмотрен первый член Символа веры о Боге-Отце. Для лучшего усвоения кратко постараюсь изложить основные положения предыдущей лекции, посвящённой Троичному догмату.
Бог христианского Откровения – это Триединый Бог. Ни Единица, ни Троичность сами по себе не в состоянии отобразить полноту Новозаветного Откровения. Только Триединство единосущных друг другу Лиц – Отца, Сына и Святого Духа есть полнота Того, Кто является Творцом всяческого.
Мы не говорим только лишь о Едином Боге, о Котором говорят и философы, и иудеи, и мусульмане. Монотеизм христиан – это не монотеизм философов, не монотеизм иудеев, и тем более не монотеизм мусульман или каких-либо восточных религий. Вне христианства Бог – это либо Сверхличностный Абсолют, Безликая Высшая Сущность (варианты: Энергия, Сила, Разум, Дух), либо Единичная Личность, сущность Которой совпадает с Единичной Личностью. Одна Сущность в безликости или одна Личность в личностности остаётся одинокой и не обращённой ни к кому. В этих учениях или теориях Бог является только Причиной мира. В Нём как бы нуждается человеческая мысль (у философов), чтобы объяснить происхождение мира и его бытие. В нехристианских религиозных традициях Бог хотя и личностен, но по-прежнему одинок, и до творения мира Он как бы пребывает в Своём одиночестве, не будучи обращён ни к кому.
Курс лекций. "Введение в догматическое богословие" автор: преподаватель кафедры теологии ФДО ПСТГУ, А.Е. Соловьёв
Курс лекций. "Введение в догматическое богословие" автор: преподаватель кафедры теологии ФДО ПСТГУ, А.Е. Соловьёв

Лекция 4
Учение о Боге-Троице (Боге в Самом Себе). Первый член Символа веры (часть 1).
Введение
В предыдущей лекции мы с вами размышляли о том глубинном различии, которое отделяет сферу догматического богословия от любых форм человеческого мышления (обычных повседневных представлений, философских систем и теорий, научного образа мысли). Было сказано, что Бог как Творец отличен от всего, сотворённого Им мира; Он совершенно другой природы, Иной ко всему, что мы знаем, видим, мыслим, представляем… И эта инаковость Бога по отношению к сотворённому Им «из ничего» миру понуждает человеческий ум (как и ум ангельский) исходить из веры в то, что Бог не может быть познан по сущности никем из тварных личностных существ (Ангелов и человеков). Он пребывает за «границей» всего тварного, любые представления из нашего ограниченного опыта никак не могут в полноте описать Того, Кто превыше любой тварной реальности и тварных мыслей и переживаний. Любой опыт, любая мысль и переживание ограничены нашим тварным миром, сотворённой реальностью нашей жизни, нашего пребывания в этом мире и нашим представлением о нём.
Курс лекций. "Введение в догматическое богословие" автор: преподаватель кафедры теологии ФДО ПСТГУ, А.Е. Соловьёв
Курс лекций. "Введение в догматическое богословие" автор: преподаватель кафедры теологии ФДО ПСТГУ, А.Е. Соловьёв

Лекция 4
Учение о Боге-Троице (Боге в Самом Себе). Первый член Символа веры (часть 2).
2. «Начальный член Символа, в котором мы исповедуем веру «во Единаго Бога» относится к Первому Лицу Пресвятой Троицы, к Отцу, Который есть личностное начало нераздельного Божества, равно присущего Трём Лицам. Все Три – Отец, Сын и Дух Святой – Бог; не «три Бога», а «Бог единый», единая Сущность, единая субстанция или Природа в Трёх Ипостасях, Лицах».
Учение о Пресвятой Троице формировалось в православном богословии постепенно, был период возникновения ряда ересей и жесточайшей борьбы с ними, после которого в творчестве богословов (прежде всего «вселенских и великих учителей» свт. Василия Великого, свт. Григория Богослова и свт. Григория Нисского – Великого Каппадокийца) были созданы точные формулировки и ясное изложено учение о Боге-Троице: Бог един по существу, но Троичен в Лицах.
Курс лекций. "Введение в догматическое богословие" автор: преподаватель кафедры теологии ФДО ПСТГУ, А.Е. Соловьёв.
Курс лекций. "Введение в догматическое богословие" автор: преподаватель кафедры теологии ФДО ПСТГУ, А.Е. Соловьёв.

Лекция 3.
Введение в изучение Символа веры.
В предыдущих лекциях был затронут ряд вопросов, благодаря рассмотрению которых у нас теперь есть представление о том, как отличается православие с его чёткой догматической основой от размытости различных суеверий, верований и вер, которыми в столь великом многообразии пронизана современная жизнь. Также мы рассмотрели и попытались уяснить и то, как православие отличается от философии, и что оно тесно связано со всеми сторонами нашей жизни. Но понятие жизни, человеческого существования связано в нашей вере с жизнью Самого Бога как Творца и Создателя всяческих. И в особенности же жизнь человеческая сугубым образом связана с Богом, создавшим человека «по образу и подобию Своему» (Быт. 1: 26-27). Мы понимаем жизнь не просто как биологическое существование с началом – в появлении на свет и завершением – физической смертью. Для нас жизнь – это живая, подлинная связь с Богом, которая требует от человека понимания Истока своего бытия, некоего хотя бы минимального знания о Нём, потому как «без Него ничего не начало быть, что начало быть» (Ин. 1: 3). Наше существование имеет своим корнем бытие Самого Бога, и наша жизнь немыслима без Него. Поэтому даже простое чувство благодарности и сознание того, что «я есть», побуждает всякого понявшего, Кто является Причиной и Началом всего существующего, узнать о Боге-Творце.
Введение в догматическое богословие. Автор А. Е. Соловьёв. Лекция 2.
Введение в догматическое богословие. Автор А. Е. Соловьёв. Лекция 2.


Курс лекций.
"Введение в догматическое богословие"
автор: преподаватель кафедры теологии ФДО ПСТГУ, А.Е. Соловьёв
Лекция 2

Отношение христианства к языческой мудрости.
О связи Священного Писания и Священного Предания.

« Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто…»

1-е Послание Ап. Павла к Коринфянам, гл. 13, стт. 1-2.

В прошлый раз мы рассматривали круг тем, которые не имели прямого отношения к курсу «Катехизис», но, тем не менее, если исходить из конкретных реалий повседневной жизни, то их рассмотрение вынужденная и необходимая мера. Рассмотрев ряд искажений в области понимания веры, бытующих в околоцерковной среде, а порой и захлёстывающих собой сознание самих верующих, я преследовал, прежде всего, конкретную задачу: отчертить некие границы, обозначить контуры, за которыми нет и не может быть православия. Приведённые на прошлой лекции примеры не правильного понимания того, как и во что нужно верить человеку, затрагивали сферу конкретной повседневной жизни. Речь шла о таком устроении души и ума в особенности, при котором человек либо не обретает, либо утрачивает истинную веру (и как определённую настроенность, и как содержание веры, то, во что верят).
В этот раз мы будем говорить о более серьёзных и сложных вещах, и это потребует от вас ещё большей концентрации внимания, работы ума и смирения сердца. Круг вопросов, которые я постараюсь рассмотреть на этой лекции, действительно широк и многообразен. Но в итоге мы должны подойти к самому основному, к тому, что является действительно предметом и содержанием нашего курса – к «Символу веры» как краткому догматическому документу, содержащему в себе основные вероучительные положения, смысл которых должен быть ясен всем православным людям, верующим в истинного Бога.
Введение в догматическое богословие. Автор А. Е. Соловьёв. Лекция 1.
Введение в догматическое богословие. Автор А. Е. Соловьёв. Лекция 1.


Курс лекций.
"Введение в догматическое богословие"
автор: преподаватель кафедры теологии ФДО ПСТГУ, А.Е. Соловьёв

Лекция 1.

Зачем каждому христианину знать основы православной веры.

…Существует ряд словосочетаний, которые так или иначе затрагивают своим значением православие, но их содержание настолько размыто, смысл настолько неясен, что с трудом можно с помощью этих слов описать опыт веры и жизни по вере, которые рождаются в церковной жизни. Примером могут служить такие выражения, как «вера в Бога», «христианская мораль и нравственность», «христианская любовь», «воля Божия», «верующий человек» и др. Порой мы употребляем такие слова в нашей повседневной речи и даже не задумываемся, каков же их истинный смысл. Очертить контуры православной веры, обозначить как можно более чёткие её границы, высветить подлинное и настоящее содержание нашей веры, а главное помочь уяснить наш опыт жизни в Церкви и отношения с Богом и другими людьми – это главные задачи курса «Катехизис». Но прежде чем говорить о том, какова суть православия, необходимо рассмотреть различные искажения веры и верования, бытующие не только в сознании людей нецерковных, но часто распространяемые и в церковной среде. Это очень важно сделать именно для того, чтобы наглядно увидеть, как именно православие отличается от различных искажений веры. Только после этой «расчищающей» работы возможно начать освоение самого догматического учения нашей Церкви.
Страницы: << < 1 2 3

Новости клубов

1 час назад
Демид добавляет запись на стене клуба Христианское искусство:
СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНЫЙ ШИО МГВИМСКИЙ.
1 час назад
1 час назад
2 часа назад
2 часа назад
3 часа назад
5 часов назад