ФЕНИКС   На связи с единомышленниками           

 Поддержка проекта 

Авторизуйтесь с помощью соцсетей и служб

+14893 RSS-лента RSS-лента

Блог клуба - Христианское искусство

Администратор блога: Демид
21 МАРТА - ДЕНЬ КУРСКОЙ-КОРЕННОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.
21 МАРТА - ДЕНЬ КУРСКОЙ-КОРЕННОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.


Курская-Коренная икона Божией Матери "Знамение". Юг России, первая половина - середина XIX века.



Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» (Знамение Коренно-Курская) - самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви, получившая наименование Одигитрия русского рассеяния.

Курская икона Знамение Божией Матери - одна из древнейших икон Русской Церкви, обретенная в XIII веке, во время татарского нашествия, когда все Русские земли испытывали величайшее бедствие, а город Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение. 8 (21) сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, небольшая дружина охотников из Рыльска прибыла на охоту к реке Тускоре, в 27 верстах от Курска. Один из этих охотников, муж благочестивый и благоговейный, высматривая добычу в лесу, нашел небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева. Едва он поднял икону, чтобы рассмотреть ее, как из того места, где лежала святая икона, забил сильный многоводный источник чистой воды. Икона оказалась «Знамения» Божией Матери. Охотник, нашедший икону, понял, что это не простая икона. Он созвал своих спутников, и они общими усилиями сейчас же срубили небольшую часовенку, в которой и поставили обретенную икону. Жители Рыльска, узнав о новоявленной иконе, стали посещать ее для поклонения, и от иконы стали источаться многочисленные чудотворения.

Рыльский князь Василий Шемяка, узнав об иконе, приказал перенести ее в Рыльск, что и было сделано с большим торжеством: весь город вышел навстречу чудотворной иконе, приближавшейся с крестным ходом. Только сам Василий Шемяка уклонился от участия в этом торжестве – и ослеп. После усердного покаяния и молитв перед иконой, он опять прозрел. В благодарность за это он соорудил в Рыльске храм Рождества Пресвятой Богородицы, где и была поставлена икона, и с тех пор, в день явления её 8 (21) сентября установлено ежегодное празднование.

Но недолго пробыла икона в Рыльске. Трижды она чудесно исчезала из Рыльска, и ее находили в том месте, где она явилась впервые охотнику. После этого рыльчане поняли, что Божия Матерь благоволит, чтобы икона оставалась на месте явления, и соорудили новую часовню и оставили ее там навсегда.

В 1385 году Курская область была снова опустошена татарами. Они хотели сжечь часовню и икону, но деревянная часовня не загоралась. Живший при часовне священник, о. Боголеп, объяснил им, что причина этого чуда - в иконе. Тогда разъяренные татары разрубили икону пополам и разбросали половинки в разные стороны, а часовню сожгли. Священника они взяли в плен, и он в Крыму пас татарские стада. Спустя некоторое время он был выкуплен послами Московского князя, приходившими в Орду, и возвратился к месту, где была часовня. После долгих поисков с постом и молитвой, он нашел обе половинки святой иконы, сложил их вместе, и они срослись так, что не осталось никакого следа от разреза, и только на его месте выступило нечто, «аки роса».

Город Курск был восстановлен в 1597 году, при царе Феодоре Иоанновиче, и тогда же, по его повелению, икона была доставлена в Москву, где благочестивый царь много молился перед ней и вставил ее в раму с изображением Господа Саваофа вверху и пророков, пророчествовавших о Божией Матери, по сторонам. Царица Ирина Феодоровна украсила икону богатой ризой, после чего икона вернулась обратно в свою часовню. В том же году, с помощью царя, на месте часовни был воздвигнут храм Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь, а над источником на месте явления иконы выстроена была другая церковь во имя иконы Божией Матери "Живоносный Источник". Новый монастырь стал называться Коренной пустынью, в память явления иконы при корне дерева.
Старинные сербские иконы Пресвятой Богородицы в монастыре Высокие Дечаны.
Все эти иконы относятся к иконографическому типу "Одигитрия".

Старинные сербские иконы Пресвятой Богородицы в монастыре Высокие Дечаны.


Старинные сербские иконы Пресвятой Богородицы в монастыре Высокие Дечаны.


Старинные сербские иконы Пресвятой Богородицы в монастыре Высокие Дечаны.


Старинные сербские иконы Пресвятой Богородицы в монастыре Высокие Дечаны.


Старинные сербские иконы Пресвятой Богородицы в монастыре Высокие Дечаны.


20 МАРТА - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО ПАВЛА ПРЕПРОСТОГО.
20 МАРТА - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО ПАВЛА ПРЕПРОСТОГО.


20 МАРТА - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО ПАВЛА ПРЕПРОСТОГО.


Святой Преподобный Павел Препростый. Фреска церкви Святого Георгия в Старо Нагоричино, Македония. 1316 - 1318 годы. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.



Преподобный Павел назван Препростым за свое простосердечие и незлобие.


Преподобный был женат, но, узнав о неверности супруги, оставил ее и удалился в пустыню к преподобному Антонию Великому. Павлу было уже 60 лет, и святой Антоний сперва не принял Павла, посчитав его неспособным к тяжелой отшельнической жизни. Три дня стоял Павел у келлии подвижника, сказав, что скорее умрет, чем уйдет отсюда. Тогда преподобный Антоний поселил Павла к себе, долго испытывал его терпение и смирение тяжелым трудом, суровым постом, ночными бдениями, неустанным пением псалмов и земными поклонами. Наконец преподобный Антоний разрешил Павлу поселиться в отдельной келлии.


За многолетний подвиг Господь даровал преподобному Павлу прозорливость, власть изгонять бесов. Когда к преподобному Антонию привели бесноватого юношу, он направил больного к преподобному Павлу со словами: "Великие в вере могут изгонять только малых бесов, а смиренные, как Павел Препростый, имеют власть над князьями бесовскими".


Преподобный Павел отошёл ко Господу в 340 г.
20 МАРТА - ДЕНЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "СПОРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ".
20 МАРТА - ДЕНЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "СПОРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ".


Икона Божией Матери "Споручница грешных". Ростов (?), вторая половина XIX века.



Икона Божией Матери "Споручница грешных" названа так по надписи, сохранившейся на иконе: "Аз Споручница грешных к Моему Сыну...".


Впервые этот образ прославился чудесами в Николаевском Одрине мужском монастыре Орловской губернии в середине XIX столетия. Древняя икона Богоматери "Споручница грешных" из-за ветхости своей не пользовалась должным почитанием и стояла в старой часовне у монастырских ворот. Но в 1843 году многим жителям в сновидениях было открыто, что икона эта наделена, по Божьему Промыслу, чудотворной силой. Икону торжественно перенесли в церковь. К ней начали стекаться верующие и просить о врачевании своих печалей и болезней. Первым получил исцеление расслабленный мальчик, мать которого горячо молилась перед этой святыней. Особенно прославилась икона во время эпидемии холеры, когда многих смертельно больных, с верою к ней притекающих, Богородица возвратила к жизни по молитвам перед Своим святым образом. В монастыре в честь чудотворного образа был построен большой трехпрестольный храм.


На иконе "Споручница грешных" Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке, Который обеими руками Своими держит Ее правую руку. Главы Богоматери и Младенца увенчаны коронами.


В 1848 году усердием москвича Димитрия Бонческула был сделан список с этого чудотворного образа и помещен в его доме. Вскоре он прославился истечением целительного мира, давшего многим выздоровление от тяжких болезней. Этот чудотворный список перенесли в храм Святителя Николая в Хамовниках, в котором был устроен тогда же придел в честь иконы Божией Матери "Споручница грешных".
20 МАРТА - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО ЛАВРЕНТИЯ САЛАМИНСКОГО.
20 МАРТА - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО ЛАВРЕНТИЯ САЛАМИНСКОГО.


Преподобный Лаврентий Саламинский (+ 1707), основатель монастыря в честь Пресвятой Богородицы на острове Саламине.
Память 7 марта


В миру Лампрос (греч. Λάμπρος Κανέλλος), родился в городе Мегара в Аттике в семье благочестивых христиан Димитрия и Кириакии.


Женился на девушке по имени Василисса, у них родились двое сыновей - Иоанн и Димитрий.


Лампрос был землепашцем и каменщиком. Однажды он пошел на свое поле, расположенное недалеко от Коринфа. Там во сне ему явилась Пресвятая Богородица и повелела отправиться на остров Саламин, чтобы восстановить посвященный Ей разрушенный храм. Однако Лампрос не поверил видению. На следующую ночь сон повторился, но он опять не поверил. В третью ночь Матерь Божия вновь повторила Свое повеление, и на этот раз Лаврентий испугался, что будет наказан за непослушание, и отправился наконец в путь. Добравшись до берега, он увидел, что море сильно штормит. Но, уповая на помощь Богородицы, он невредимым добрался до острова. Здесь во сне Она указала Лаврентию точное место, где стоял храм. Начав копать землю, Лампрос вскоре обрел икону Пречистой Девы. Это произошло около 1642 года.
Интерьер церкви Серафима Саровского в Передельцах
Интерьер церкви Серафима Саровского в Передельцах
Интерьер церкви Серафима Саровского в Передельцах
Богоматерь Елеуса. Византийская икона. Византийский музей в Верии, Греция.
Богоматерь Елеуса. Византийская икона. Византийский музей в Верии, Греция.


Богоматерь Елеуса. Византийская икона. Византийский музей в Верии, Греция.


Богоматерь Елеуса. Византийская икона. Византийский музей в Верии, Греция.


Елеуса (греч. Ελεούσα — Милостивая от έλεος — сострадание, сочувствие), Элеуса, Умиление — один из основных типов изображения Божией Матери в православной иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует Крестную Жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.

В греческом церковном искусстве данный иконографический тип именовался также Гликофилуса (греч. Γλυκοφιλουσα — сладко Любящая), что иногда переводят как Сладколобзающая или Сладкое лобзание.

Можно перечислить следующие чтимые Русской Православной Церковью иконы Богородицы, относимые к типу Елеуса: Владимирская, Донская, Феодоровская, Ярославская, Почаевская, Жировицкая, Гребневская, Взыскание погибших, Дегтярёвская икона и др.
К сокращённому, оплечному варианту Елеусы (в большинстве случаев изображение Богородицы поясное) относятся Корсунская икона Божией Матери и икона Пресвятой Богородицы «Игоревская», перед которой в последние минуты жизни молился святой великий князь Киевский Игорь Ольгович.

В византийской стенной росписи также можно встретить ростовые изображения Богородицы, близкие типу Елеусы.
Деисис. Византийская фреска. Церковь Святителя Николая Чудотворца в Мирах Ликийских.
Деисис. Византийская фреска. Церковь Святителя Николая Чудотворца в Мирах Ликийских.


Деисис. Византийская фреска. Церковь Святителя Николая Чудотворца в Мирах Ликийских.


Деисис. Византийская фреска. Церковь Святителя Николая Чудотворца в Мирах Ликийских.


Деисис. Византийская фреска. Церковь Святителя Николая Чудотворца в Мирах Ликийских.


Деисус (греч. δέησις — прошение, моление; деисис) — икона (фреска, мозаика) или группа икон, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора - Вседержителя), а справа и слева от него — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества (трехфигурный деисус). Может включать в себя аналогичные изображения Апостолов, Святых Отцов, Мучеников и прочих (многофигурный деисус). Иногда встречается двухфигурный деисус, в этом случае изображаются только Христос и Пресвятая Богородица. Основной догматический смысл деисусной композиции — посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии. На формирование данной иконографии оказала влияние Литургия. В послеиконоборческую эпоху икона Деисус помещалась на архитраве невысокой алтарной преграды византийского храма, а затем, уже на русской почве, превратился в деисусный чин высокого иконостаса.
19 МАРТА - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО ИОВА АНЗЕРСКОГО, СОЛОВЕЦКОГО.
19 МАРТА - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО ИОВА АНЗЕРСКОГО, СОЛОВЕЦКОГО.


Преподобный Иов Анзерский, в схиме Иисус (1635 - 1720), в миру носил имя Иоанн. Родился в Москве в 1635 году. Вероятнее всего, происходил он из духовного звания, был воспитан в добрых нравах и получил хорошее воспитание. По достижении зрелого возраста благочестивый Иоанн был поставлен священником одной из московских приходских церквей и проходил своё служение с таким вниманием и любовью, что имя его скоро сделалось известным по Москве. Истинное утешение он находил в совершении Литургии, которую служил с таким вниманием, благоговением и воодушевлением, что все невольно молились усерднее обыкновенного.


После молитвы любимым делом отца Иоанна было творить милостыню. Он близко входил в положение своих прихожан, для бедняков часто устраивал трапезу, а для облегчения участи несчастных пользовался своим авторитетом среди влиятельных знакомых. Ворота его дома были всегда открыты, и всякий мог свободно прийти к любимому пастырю. А он, после беседы, при прощании одарял ещё каждого, чем мог.


Весть о добром пастыре дошла вскоре и до самого императора Петра I. Император сделал отца Иоанна сначала придворным священником, а потом и духовником всего царственного дома. Став лицом важным, отец Иоанн ещё боле и шире, чем прежде, стал благотворить ближним, ни в чём остальном не изменяя прежнего скромного образа жизни.


Особенной любовью его с этого времени стали пользоваться богадельни и тюрьмы, которые он часто навещал.


Через некоторое время случилась со старцем-иереем тяжкая болезнь (малокровие и обмороки), однако, через три месяца он поправился и, как бы предчувствуя приближавшуюся беду, стал опять всех принимать и со всеми прощаться. И предчувствие не обмануло святого старца.


Когда началось «дело вора Гришки Талицына», отец Иоанн был оклеветан. Гришка во время исповеди открыл батюшке своё злоумышление, а отец Иоанн, сохраняя тайну исповеди, не донёс о сем начальству. Во время допросов Гришка объявил, что он исповедался пред духовником. На отца Иоанна донесли Государю, который счёл обвинения против духовника обоснованными и приказал отправить отца Иоанна к епископу Холмогорскому Афанасию для пострижения в монахи на Соловках.


Безропотно отправился старец в 1701 году в далёкий Архангельск. С любовью приняли его и владыка Афанасий, и настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Фирс. Вскоре отец Иоанн был пострижен в монашество с именем Иов в главном Преображенском соборе обители. По пострижении он был отдан под руководство старца Ионы. Бывший придворный священник трудился вместе с другими иноками на самых суровых послушаниях. Сам он ничего не вкушал, кроме хлеба и воды.
19 МАРТА ВОСПОМИНАЕТСЯ ОБРЕТЕНИЕ ЧЕСТНОГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ И ГВОЗДЕЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ ЦАРИЦЕЙ ЕЛЕНОЙ В ИЕРУСАЛИМЕ.
19 МАРТА ВОСПОМИНАЕТСЯ ОБРЕТЕНИЕ ЧЕСТНОГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ И ГВОЗДЕЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ ЦАРИЦЕЙ ЕЛЕНОЙ В ИЕРУСАЛИМЕ.


Обретение Честного и Животворящего Креста Господня. Фреска монастыря Прибойска Баня, Сербия. XVI век.



Гонения на христиан прекратились только в начале IV века, при римском императоре Константине Великом.


Император Константин сам убедился в силе и славе крестного знамения Христова. Однажды, накануне решительной битвы, он и все его войско увидели на небе знамение креста, составившееся из света, с надписью: "Сим побеждай" (по-гречески: НИКА). В следующую затем ночь императору явился Сам Иисус Христос с Крестом в руке и сказал, что этим знамением он победит врага; и повелел устроить воинское знамя с изображением святого Креста. Константин исполнил повеление Божие и победил врага. Он принял христиан под свое покровительство и объявил веру Христову господствующею (главною). Он отменил казнь через распятие и издал законы в пользу Церкви Христовой. За свои заслуги и усердие к распространению христианской веры, Константин Великий с его матерью Еленою, получили название святых царей равноапостольных, то есть равных Апостолам.


Равноапостольный царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине, (т. е. на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа и др.) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась, с великою радостью, его мать, св. равноапостольная царица Елена.


В 326 году царица Елена с этою целью отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Крест Христов, так как враги Христовы скрыли Крест, зарыв его в землю. Наконец, ей указали на одного престарелого еврея, по имени Иуду, который знал, где находится Крест Господень. После долгих расспросов и уговоров его заставили сказать. Оказалось, что святой Крест брошен в одну пещеру и завален мусором и землею, а сверху выстроен языческий храм. Царица Елена приказала разрушить это здание и откопать пещеру.
Страницы: << < 1 2 3 4 > >>