ФЕНИКС   На связи с единомышленниками           

 Поддержка проекта 

Авторизуйтесь с помощью соцсетей и служб

+14893 RSS-лента RSS-лента

Блог клуба - Христианское искусство

Администратор блога: Демид
«НАЧАЛО ПОКАЯНИЯ: ОДИН ДЕНЬ ВЕЛИКОГО КАНОНА...»
«НАЧАЛО ПОКАЯНИЯ: ОДИН ДЕНЬ ВЕЛИКОГО КАНОНА...»

Святитель Андрей, архиепископ Критский.


Создатель Великого Канона – замечательный подвижник VII века святитель Андрей Критский, который родился в Дамаске и много лет подвизался в лавре святого Саввы в Иерусалиме.

Время было трудное (а когда оно было легкое?). Но тогда оно было трудным именно потому, что надвигалась на Восток волна ислама.

Ислам появился в VI веке и стал быстро распространяться. И эта жестокая, страшная волна исламской экспансии захлестнула все Восточное Средиземноморье. Тысячи людей вынуждены были бежать с насиженных мест. Мусульмане захватили Иерусалим. Святитель Андрей Критский (который тогда еще не был Критским) тоже был вынужден покинуть любимую им лавру. В конце жизни он оказался на острове Крит и был избран там (как человек образованный и известный своей духовной жизнью, как участник Трулльского собора и других подобных мероприятий) епископом, Предстоятелем Критской Церкви.
Спойлер
Алексей Евгеньевич Соловьёв. Курс лекций "Сравнительное богословие" курс лекций составлен во время преподавания на курсах при храме Всех святых, в земле Российской просиявших в период преподавания (2005/2006 гг)
Алексей Евгеньевич Соловьёв. Курс лекций "Сравнительное богословие" курс лекций составлен во время преподавания на курсах при храме Всех святых, в земле Российской просиявших в период преподавания (2005/2006 гг)


Лекция 6

Духовная жизнь и мистика римо-католической Церкви

(вновь о сути догматического сознания)

Введение

… «Новая евангелизация» заключается в распространении

убежденности в том, что состояние святости доступно всем и не является привилегией избранных. Имена эта великая мысль

пронизывает Понтификат нынешнего Папы.

Для изложения его глубочайшего учения о святости

не достаточно многочисленных томов –

не случайно его называют «Папой святости»…

Выдержка из еженедельной российской католической газеты

«Свет Евангелия» №29-30 (июль 2003.).

Рубрика «Что почитать». Краткая рецензия на книгу

« Новая эпоха блаженных и святых.

Все блаженные и святые, прославленные Иоанном Павлом II »

Автор : кардинал Ремо Беронти .

* * *

В рамках этой лекции мы попытаемся понять суть практических искажений в духовной жизни римо-католической Церкви, в которых проявилось искажений догматического фундамента церковной жизни западного христианства. Позднее мы будем неизбежно возвращаться к некоторым рассмотренным в рамках данного раздела темам в связи с тем, что движение Реформации – это именно реакция на происходившее в римо-католичестве и вне контекста этой реакции рассмотрено в принципе быть не может.
Алексей Евгеньевич Соловьёв. Курс лекций "Сравнительное богословие" курс лекций составлен во время преподавания на курсах при храме Всех святых, в земле Российской просиявших в период преподавания (2005/2006 гг)
Алексей Евгеньевич Соловьёв. Курс лекций "Сравнительное богословие" курс лекций составлен во время преподавания на курсах при храме Всех святых, в земле Российской просиявших в период преподавания (2005/2006 гг)


Лекция 5

Сакраментальное богословие римо-католичества.

Римо-католические источники вероучения.

Мариальные догматы.

Прошлая лекция прервалась на рассмотрении римо-католического учения о спасении (сотериологии) и тех искажениях духовной жизни и догматического сознания, которые с ним связаны. Как уже говорилось, в этом же контексте неизбежной для рассмотрения предстаёт тема таинств Церкви.

Мы осмысляем дело нашего спасения, находясь в лоне православной Церкви, как синергийное творчество Бога и человека, в котором человек избирает жизнь с Богом, а Господь благословляет его на этот труд. Жизнь с Богом предстаёт как труд для нас в силу того факта, что наша природа со времён древней райской трагедии удобопреклонна ко греху. Эта борьба со грехом ради жизни с Богом предстаёт как исполнение заповедей, понуждение себя к самоотречению (отречению от греховной самости ради укоренения в любви к Богу и ближнему). Но самоотречение предстаёт как непрестанная духовная хирургия, с целью удаления того, что так долго было необходимой частью нашего существования. По определению св. Николая Кавасилы грех – это вторая природа, это не просто что-то возникающее время от времени как предложение к отказу от жизни с Богом или как серия единичных актов исполнения этого уклонения. Это действительно состояние природы и способ её существования после грехопадения, из которого нас может спасти только Бог. Но психология греха такова и его корни так глубоки в нашем естестве, что подлинное изменение ума и подлинное осознание сути христианской жизни как кенотического (от «кенозис» - «истощание», «самоотречение») существования ради Бога и ближнего для обретения полноты бытия – нечто невозможное для нас в нашем самостоятельном духовно-нравственном развитии. Это дело Божие нуждающееся только в постоянстве нашего произволения и решимости преодолеть греховную ограниченность своей природы ради освобождения личности из рамок «индивидуального существования», которое есть результат первичного дробления человеческой природы явленного в грехопадении прародителей: в ощущении наготы и чужого взгляда явилась истина внезапного удаления ближнего и превращения его в чужого. Единая плоть в двух ипостасях распалась на две автономные природы, боящиеся всякого взгляда, который уже более не взгляд любящего Отца и не взгляд единосущного тебе, но неустранимо чужого и далёкого.
Алексей Евгеньевич Соловьёв. Курс лекций "Сравнительное богословие" курс лекций составлен во время преподавания на курсах при храме Всех святых, в земле Российской просиявших в период преподавания (2005/2006 гг).
Алексей Евгеньевич Соловьёв.  Курс лекций "Сравнительное богословие"  курс лекций составлен во время преподавания на курсах при храме Всех святых, в земле Российской просиявших в период преподавания (2005/2006 гг).


Лекция 4

Римо-католическое понимание спасения и духовной жизни человека

Введение

Данная лекция посвящена католической сотериологии, то есть учении о спасении и католическому пониманию церковных таинств. В итоге можно было бы сказать, что это первая лекция, посвящённая католической духовности, то есть тому, как понимается духовный опыт, исходя из тех искажений, которые имеются в римо-католичестве.

Спасение – это ключевая тема в понимании сути домостроительства Божия и в то же время эта тема является неким стыком между догматиков и внутренним опытом существования каждого христианина. Понимание того, что сделал Христос, воплотившись, восприняв человеческое естеств «нас ради человек и нашего ради спасения» четко и органично связано с сознанием того, каким образом именно мне необходимо устраивать свою внутреннюю жизнь, чтобы спасение обрело подлинную истинность и для моей души. Эта связь – между учением о спасении и самоопределением человека – некий центр догматического сознания, выполняющий главную роль в определении духовного бытия каждого христианина.
ПЯТНИЦА, 13-Е
ПЯТНИЦА, 13-Е


Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
(Гал. 5: 1)

Еще в начале этого, 2016 года стал свидетелем такого разговора:

– Удачным должен год стать. Всего одна пятница с 13-м числом, да и то в месяце, когда все маются, – в мае.

И действительно – проверил дома – одна пятница, отношение к которой столь неоднозначное. Только успокоения этот факт не принес, ведь это далеко не единичный пример, когда суеверие становится духовным руководителем.

Прихожанка, сетующая на то, что «не с той ноги встала»; невеста, упорно заставляющая своего избранника съездить на мост и повесить на перила путепровода большой замок; девочка, плачущая от того, что кукушка прокуковала ей всего пять раз, – знакомые ситуации?

Да повседневные!

О пустых ведрах, стуканье по дереву, тяжелом понедельнике и черной кошке вообще говорить не надобно, ибо они в общепринятом употреблении, как говорят, притча во языцех. У моего соседа по лестничной клетке тоже персональная особенность есть, к сожалению, со мной грешным связанная. Где-то он услышал, что если с утра попа встретить, то весь день насмарку, поэтому всегда ждет, горемычный, пока я в храм уйду, или раньше меня старается на работу отправиться.

Суеверие – болезнь всех времен и народов, независимо от их социального, исторического или технического уровня.

Именно болезнь, которая, к сожалению, имеет свое реальное физическое отражение. Не столь давно обратился ко мне врач-хирург с просьбой, каким-то способом помочь его другу, также медику, избавиться от предсказания гадалки-цыганки. В уже далекие 1980-е ему было данной «прорицательницей» скороговоркой указано, что «проживешь ты, милок, до 57 лет и помрешь». И вот грядет год, когда окончится отмерянное гадалкой время жизни, и врач стал разительно похож на героя сказки А.С. Пушкина, который ни спать, ни есть не может, так как «время идет, и срок уж близенько».

Казалось бы, просвещенный век, технологии будущего, наука, пытающаяся все объяснить, – и вдруг дремучее невежество. Отчего же раз за разом слышим: «не так звезды сложились» или «день несчастливый»? Почему же столь живуч этот грех, который не только «портит настроение», наносит душевную рану, но еще и откровенно гробит наше физическое здоровье? Почему утверждения и предупреждения всех монотеистических религий (христианства, ислама и иудаизма) о пагубности суеверий лишь «горох об стену», выстроенную лукавым?
АНГЕЛЫ И ДЕМОНЫ. Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым.
Добрый день, дорогие друзья. Мы поведем сегодня разговор на такую непростую, но всех интересующую тему, как мир ангельский и мир демонский. Ведь ангелы бывают и светлые, Богу служащие, сильные, но смиренные, – и злые, Бога не любящие, человеку завидующие.

Мы не обязаны верить в ангелов: в Символе веры про ангелов ничего не сказано. Хотя в молитве «Отче наш», в ее окончании, говорится: «Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого», так что нужно помнить, что есть противник, есть некий обвинитель, тот, который потом на Страшном суде скажет Богу, как обвинитель на суде человеческом, показывая пальцем на виноватого: «Ты зачем его милуешь? Как Ты его можешь миловать, если он служил мне? Он вообще Тебе не молился. Ты же справедливый! Разве нет?» Это работа клеветника: он стоит на суде и имеет наглость обвинять того, кого Бог оправдывает.

Тема «Ангелы и демоны» довольно важная, потому что мы живем на оккупированной территории. Клайву Льюису принадлежит очень меткое, мне кажется, выражение: он, говоря о Рождестве Христовом, сказал, что Христос родился на оккупированной территории. Как десантник, высадившийся на территории, оккупированной врагом. Потому что кругом всё засеяно делами, приятными врагу. Ангелы же, святые и светлые, которые Богу служить не перестали, тоже постоянно присутствуют здесь, у нас, в нашей жизни. И хотя в Символе веры мы про них ничего не говорим конкретно и прямо, но мы на каждой службе просим у Бога «ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших». И в Литургии святителя Василия Великого сказано, что Господь Бог, промышляя о Своем создании, «ангелы поставил хранители рода человеческого». Ангелы, управляющие стихиями, ангелы, управляющие целыми народами, ангелы, приставленные к отдельному человеку…

АНГЕЛЫ И ДЕМОНЫ. Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым.


Ангел Хранитель.
Курс лекций "Сравнительное богословие". Автор: преподаватель кафедры теологии ФДО ПСТГУ, А.Е. Соловьёв.
Курс лекций "Сравнительное богословие". Автор: преподаватель кафедры теологии ФДО ПСТГУ, А.Е. Соловьёв.


Лекция 3

Тридадология римо-католичества. Экклезиологические искажения в вероучении римо-католичества

Введение

Разделение Церквей, произошедшее в 1054 году, как уже говорилось, было завершением и окончательным выражением целого ряда процессов социо-культурного, политического, вероучительного и духовного характера, которые, достигнув критической точки и обнаружились в этом разрыве. Разрыв между Западом и Востоком, католической и православной Церквями обнаружил целый ряд несоответствий в понимании догматов, канонов, богослужения, в итоге самой духовности, от которых не захотело отказаться римо-католичество (и по сей день это фактически невозможно) и с которыми ни в каком смысле не могла смириться православная Церковь. И потому, начиная содержательное и частное рассмотрение всего спектра существенных расхождений между православием и католичеством, мы должны остановиться на самых фундаментальных, то есть касающихся триадологии (учения о Пресвятой Троице) и экклесиологии (учения о Церкви). Ибо именно эти расхождения легли в основу Великой схизмы.

Мы говорим о разделении Церквей, но что это выражение означает по сути? Согласно догматическому учению Православной Церкви не может быть двух или трёх и более Церквей, потому как она одна. «Единая, святая, соборная и апостольская Церковь», в которую мы верим и веру эту ежедневно исповедуем перед Богом и судом своей совести. Церковь одна, она едина во времени и пространстве. Она не меняется, не распадается на части, не становится другой по отношению к себе с течением времени, не дробиться и её «составность» из поместных церквей, епархий, приходов не нарушает принципа её внутреннего, органического единства «в любви и истине». Это нерасторжимое единство, составляет одно из фундаментальных вероучительных положений православия.

Но вот история предлагает нам всмотреться в ситуацию, когда первоначальное единство древней Церкви раздваивается и каждая из составных частей утверждает, что имена она является «кафоличной» (от греч. «кафоликос» - «вселенский, соборный»).
Курс лекций "Сравнительное богословие". Автор: преподаватель кафедры теологии ФДО ПСТГУ, А.Е. Соловьёв.
Курс лекций "Сравнительное богословие". Автор: преподаватель кафедры теологии ФДО ПСТГУ, А.Е. Соловьёв.


Лекция 2
О связи богословия и духовной жизни: различие восточного (православного) и западно-христианского подходов. Часть 1.

Введение

Для того, чтобы адекватно понять всё изложенное ниже, необходимо вспомнить ряд вещей из курса «Катихизис». Если у вас есть возможность и желание более глубоко и основательно воспринять информацию данной лекции, то я бы даже советовал вам перечитать Лекции №2 и №3 из указанного курса.

Начиная изучать сравнительное богословие, мы ставим перед собой вполне конкретные духовно-практические задачи. Но, как показывает даже небольшой опыт занятий догматическим богословием (и он подтверждается более основательным опытом таких маститых богословов как проф. В.Лосский), вещи порой сугубо теоретические и не имеющие отношения к практической жизни человека, оказывается, играют самую наиважнейшую роль в формировании внутреннего опыта. (см. приложение, фрагмент из «Введения» текста «Очерки мистического богословия Восточной Церкви» проф. В.Лосского)). Догматы, которые ещё до прошлого года казались нам чем-то далёким от нашего скромного православного существования, живущего «просто верой» и не желающей впутываться в хитросплетения ума богословствующих мужей, оказались не просто «как-то» связанными с жизнью духовной, но и, как было показано в течении прошлого учебного года, предстали как фундамент нашего опыта, без которого этот предстаёт как туманный и блуждающий. А блуждание в понимании спасения – вещь опасная, потому как заблудившийся и не узревший истины рискует оказаться не услышавшим Божественного зова, призывающего каждого человека к познанию Откровения Божия и желающего разумной любви, а не любви слепой и бессловесной, постоянно отказывающейся от дара разумной свободы.
Курс лекций "Сравнительное богословие". Автор: преподаватель кафедры теологии ФДО ПСТГУ, А.Е. Соловьёв.
Курс лекций "Сравнительное богословие". Автор: преподаватель кафедры теологии ФДО ПСТГУ, А.Е. Соловьёв.


Лекция 2
О связи богословия и духовной жизни: различие восточного (православного) и западно-христианского подходов. Часть 2.

Фрагмент 2-й.
Архиепископ Сергий (Страгородский). Православно учение о спасении.

«… Учение Христа Спасителя есть учение об отвержении себя и возлюблении Бога и ближнего, — уничтожение греховной самости, себялюбия, самосожаления есть главная задача всякого христианина. Поэтому и в основном вопросе нравственности, в вопросе о взаимном отношении добродетели и счастия, доброделания и вечной жизни Христову учению свойственно такое же бескорыстие и та же высшая свобода от всякой посторонней примеси, от всего, что может нарушать чистоту нравственных побуждений. В сознании Церкви православной, действительно, понятия добра и блаженства всегда имели внутреннюю сообразность и родство; здешнее, земное есть корень, зерно, из которого естественно развивается небесное, отсюда — необходимость первого для достижения второго. — Но чтобы быть на уровне этого церковного учения, чтобы понять внутреннюю сообразность доброделания и вечной жизни для этого необходимо подняться на ту ступень духовно-нравственного развития, когда добродетель перестает быть внешним законом и подвигом, а делается высшим благом человека. Такой человек, ощущая в себе их качественное тождество, легко поймет и их необходимую связь. Но таких людей мало. Обычно же человек еще должен принудить себя к добродетели; он не только не находить в ней своего высшего блага, но и страшится ее; свое высшее благо он более склонен полагать в самоуслаждении (как его ни понимать). С точки зрения этого обычного человека (каковы все люди), блаженство никак не может быть выведено из добродетели и наоборот, — для него это два явления совершенно иных порядков. Поэтому, и отношение между добродетелью и вечной жизнью такой человек легче всего и понятнее всего думает выразить подобием труда и награды, подвига и венца, тем более, что для него добродетельная жизнь и есть именно подвиг и, притом, очень трудный. Сам по себе неошибочный, этот способ выражения настолько привычен человеку и настолько удобен для него и настолько ясно выражает необходимость доброделания, что неудивительно, если он получил самое широкое применение и в Слове Божием, и в учении церкви. Но, повторяем, при этом не забывалось, что это только весьма подходящее подобие, что этим существо спасения отнюдь не выражается. Между тем, жизнь Церкви так сложилась, что вполне законное и вполне понятное применение к духовному развитию членов Церкви послужило источником того коренного заблуждения, которое теперь отличает христианство западное; на этой почве развилась правовая (юридическая) постановка учения о спасении.
Курс лекций "Сравнительное богословие". Автор: преподаватель кафедры теологии ФДО ПСТГУ, А.Е. Соловьёв.
Курс лекций "Сравнительное богословие". Автор: преподаватель кафедры теологии ФДО ПСТГУ, А.Е. Соловьёв.


Лекция 1
Православие и не-православие: сложность различия

Введение

Мы начинаем изучение курса, который носит название «Сравнительное богословие». И у нас, людей не связанных с богословской наукой напрямую, возникает правомерный вопрос: зачем? Зачем нам, мирянам, живущим скромной православной жизнью, твёрдо стоящим на основах догматического учения православной Церкви заниматься вещами очень далёкими от наших конкретных духовно-практических нужд? Когда мы начинали изучать основы догматического богословия, наверняка, подобный вопрос уже возникал. И именно на почве изучения догматов нашей веры, многие обнаружили хотя бы некоторые искажения в своём догматическом сознании, всем так или иначе открылось непонимание вещей, которые напрямую связаны с нашим спасением. И твёрдость стояния в вере православной была существенно поколеблена. И, всё-таки, с догматическим богословием дело обстоит яснее и прозрачнее, чем с богословием сравнительным. Изучая догматы нашей веры, мы заняты прояснением православного опыта церковной жизни, мы стремимся обрести чёткие ориентиры духовной жизни и очертить как можно более точные контуры нашей веры, чтобы не заблудиться в пространстве своих переживаний, мыслей, настроений и чего-то чуждого православию. В процессе освоения догматики, мы стремились заложить действительно твёрдый фундамент в наше собственное сознание, начать процесс его перестройки в соответствии с церковным учением. Основная цель, таким образом, в том, чтобы наше внутренне развитие поместить чётко в рамки православной веры, а не околоцерковных туманных преданий, на основе которых можно впасть в какую угодно прелесть или ересь.
Страницы: 1 2 3 > >>