ФЕНИКС   На связи с единомышленниками           

 Поддержка проекта 

Авторизуйтесь с помощью соцсетей и служб

+13974 RSS-лента RSS-лента

Блог клуба - Христианское искусство

Администратор блога: Демид
14 АВГУСТА - ПРАЗДНИК ПРОИСХОЖДЕНИЯ (ИЗНЕСЕНИЯ) ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ ("МЕДОВЫЙ СПАС").
14 АВГУСТА - ПРАЗДНИК ПРОИСХОЖДЕНИЯ (ИЗНЕСЕНИЯ) ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ ("МЕДОВЫЙ СПАС").


14 АВГУСТА - ПРАЗДНИК ПРОИСХОЖДЕНИЯ (ИЗНЕСЕНИЯ) ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ ("МЕДОВЫЙ СПАС").


Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Икона. Вологда, третья четверть XVIII века.



14 АВГУСТА - ПРАЗДНИК ПРОИСХОЖДЕНИЯ (ИЗНЕСЕНИЯ) ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ ("МЕДОВЫЙ СПАС").


Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Иконописец Иван Богданов-Карбатовский. 1778 год.



14 АВГУСТА - ПРАЗДНИК ПРОИСХОЖДЕНИЯ (ИЗНЕСЕНИЯ) ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ ("МЕДОВЫЙ СПАС").


Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Икона конца XVIII века.



В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение праздника Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, празднуемого 1 (14) августа: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии - Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста".
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".
По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после Литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.
Святые Мученики Маккавеи, матерь их Соломония и учитель их Елеазар.
Святые Мученики Маккавеи, матерь их Соломония и учитель их Елеазар.


Святые Мученики Маккавеи, матерь их Соломония и учитель их Елеазар. Миниатюра греко-грузинской рукописи XV века.



Святые Мученики Маккавеи, матерь их Соломония и учитель их Елеазар.


Святые Мученики Маккавеи и матерь их Соломония. Греческая икона первой половины XVII века. Византийский музей в Верии, Греция.



Святые Мученики Маккавеи, матерь их Соломония и учитель их Елеазар.


Мученичество Святых братий Маккавеев. Византийская миниатюра.



Святые Мученики Маккавеи, матерь их Соломония и учитель их Елеазар.


Святые Мученики Маккавеи, матерь их Соломония и учитель их Елеазар. Русское церковное шитьё.



13 АВГУСТА - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ЕВДОКИМА КАППАДОКИЯНИНА.
13 АВГУСТА - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ЕВДОКИМА КАППАДОКИЯНИНА.


Святой Праведный Евдоким Каппадокиянин. Фреска храма Протатон (Протат) на Святой Горе Афон. Конец XIII века. Иконописец Мануил Панселин.



Праведный Евдоким, уроженец Каппадокии (Малая Азия) жил в IХ веке в царствование императора Феофила (829-842). Он был сыном благочестивых христиан Василия и Евдокии, знатных родом и известных императору. Праведная жизнь святого Евдокима целиком была направлена на угождение Богу и помощь ближним. Дав обет безбрачия и целомудрия, он избегал разговоров с женщинами и не смотрел на них; только со своей матерью, которую глубоко чтил, он вел душеполезные беседы. За добродетельную жизнь император назначил святого Евдокима правителем Харсианской области. Исполняя свои обязанности как Божий слуга, праведный Евдоким управлял людьми и судил их справедливо и с кротостью, заботился о бедных, о сиротах и вдовах, был защитником обижаемых. Личные христианские подвиги, которые он нес втайне, были известны только Богу.
Своей святой жизнью Евдоким угодил Богу, и Господь призвал его в 33-летнем возрасте. Лежа на смертном одре, святой Евдоким завещал положить себя во гроб в тех одеждах, в которых застанет его смерть. Потом он выслал всех из комнаты и просил Господа в молитве, чтобы кончину его никто не видел, как никто не видел его тайных духовных подвигов при жизни. Домашние похоронили его, как он завещал им. Сразу же после кончины праведного Евдокима от гроба его стали совершаться чудеса, многие больные исцелялись, слава о чудесных исцелениях росла.
Через 18 месяцев из Константинополя, куда после смерти святого переселились его родители, пришла поклониться мощам мать святого Евдокима. Она приказала снять камень, откопать землю, открыть гроб, и все увидели лицо святого, светлое, как живое, совсем не тронутое тлением. Великое благоухание исходило от него. Гроб с мощами вынесли из земли наверх. Святого переодели в новые одежды. Мать хотела взять мощи сына в Константинополь, но Харсианские жители не дали увезти дорогую для них святыню. Однако через некоторое время иеромонах Иосиф, живший и служивший при гробе святого, все же увез мощи святого Евдокима в Константинополь. Там они были положены в серебряной раке в церкви Пресвятой Богородицы, построенной родителями праведника.
13 АВГУСТА - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВЕНИАМИНА, МИТРОПОЛИТА ПЕТРОГРАДСКОГО, И С НИМ ПОСТРАДАВШИХ.
13 АВГУСТА - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВЕНИАМИНА, МИТРОПОЛИТА ПЕТРОГРАДСКОГО, И С НИМ ПОСТРАДАВШИХ.


Священномученик Вениамин, Митрополит Петроградский. Иконописец Алексей Вронский.



13 АВГУСТА - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВЕНИАМИНА, МИТРОПОЛИТА ПЕТРОГРАДСКОГО, И С НИМ ПОСТРАДАВШИХ.


13 АВГУСТА - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВЕНИАМИНА, МИТРОПОЛИТА ПЕТРОГРАДСКОГО, И С НИМ ПОСТРАДАВШИХ.


13 АВГУСТА - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВЕНИАМИНА, МИТРОПОЛИТА ПЕТРОГРАДСКОГО, И С НИМ ПОСТРАДАВШИХ.




Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский (в миру Василий), родился в 1873 году на Нименском погосте Андреевской волости Каргопольского уезда, ныне Архангельской области, в семье священника Павла и Марии Казанских. Родители воспитывали сына в благочестии и христианских добродетелях. Полюбив чтение житий святых, отрок восхищался их духовными подвигами, сожалея о том, что в современном ему мире он лишен возможности пострадать за веру православную.
Интерес Василия Казанского к душеполезным книгам и усердие в изучении церковной грамоты предопределили выбор жизненного пути: после окончания Петрозаводской Духовной Семинарии юноша поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Студентом активно участвовал в деятельности "Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви", организуя беседы среди рабочих. В 1895 году он принял монашеский постриг с именем Вениамин и был рукоположен во иеродиакона, а в следующем году - во иеромонаха. По окончании Академии в 1897 году со степенью кандидата богословия иеромонах Вениамин был назначен преподавателем Священного Писания в Рижскую Духовную Семинарию. С 1898 года - он инспектор Холмской, спустя год - Санкт-Петербургской Семинарии. В 1902 году, после возведения в сан архимандрита, назначен ректором Самарской, а через три года - Санкт-Петербургской Семинарии.
Священник по призванию, архимандрит Вениамин вскоре был возведен на более высокую ступень пастырского служения: 24 января 1910 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры он был рукоположен во епископа Гдовского, Петербургского викария. Среди совершавших чин наречения были митрополиты Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский; +1912) и Московский Владимир (Богоявленский, + 1918; прославлен в лике святых в 1992 году), архиепископ Ярославский (впоследствии Святейший Патриарх) Тихон (Белавин, + 1925; прославлен в лике святых в 1989 году) и другие иерархи.
Святительский сан Владыка Вениамин воспринял как обязанность пастырского подвига и апостольской проповеди. Его часто видели в самых отдаленных и бедных кварталах столицы, куда он спешил по первому зову, словно приходской священник, в простой рясе, без внешних отличий епископского сана, и где крестил ребенка или напутствовал умирающего. Немало труда приложил он к спасению падших женщин, выступая с проповедями в "Обществе Пресвятой Богородицы". Воздействие его наставлений было велико, и многие заблудшие раскаялись в греховной жизни.
Он всегда находил путь к сердцам простых людей, за что был искренне любим паствой, называвшей его "наш батюшка Вениамин". Евангельская простота святителя, отзывчивость, сердечность, доступность в сочетании с открытым лицом, тихим, проникновенным голосом и всё освещавшей улыбкой, располагали к нему даже иноверцев.
События 1917 года вызвали перемены и в жизни Церкви: после Февральской революции правящие архиереи стали избираться на епархиальных съездах клира и мирян. Если в некоторых епархиях это вызвало распри и нестроения, то выборы в Петрограде прошли на редкость спокойно - подавляющее большинство голосов было отдано викарному епископу Вениамину. С 6 марта он - архиепископ Петроградский и Ладожский, а 13 августа, накануне открытия Священного Собора Российской Церкви, назначен митрополитом Петроградским и Гдовским.
Сразу же после избрания на Петроградскую кафедру святитель заявил: "Я стою за свободную Церковь. Она должна быть чужда политики, ибо в прошлом она много от нее пострадала. И теперь накладывать новые путы на Церковь было бы большой ошибкой. Самая главная задача сейчас - это устроить и наладить нашу приходскую жизнь".
Святой Праведный Иосиф Аримафейский. Фрагмент фрески "Положение во гроб". Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Мелётово. 1465 год.
Святой Праведный Иосиф Аримафейский. Фрагмент фрески "Положение во гроб". Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Мелётово. 1465 год.


Святой Праведный Иосиф Аримафейский. Фрагмент фрески "Положение во гроб". Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Мелётово. 1465 год.


Святой Иосиф Аримафейский был тайным учеником Господа нашего Иисуса Христа. Как член синедриона он не участвовал в "совете и деле" иудеев, вынесших смертный приговор Иисусу Христу. После распятия и смерти Спасителя он дерзнул пойти к Пилату и просил у него Тело Господа, Которое и предал погребению при участии праведного Никодима, тоже тайного ученика Господа. Они сняли с Креста Тело Спасителя, обернули плащаницей и положили в новом гробе, в котором никто ранее не был погребен (этот гроб святой Иосиф приготовил заранее для себя) - в саду Гефсиманском, в присутствии Богоматери и святых жен-мироносиц. Привалив тяжелый камень к двери гроба, они удалились (Ин. 19, 37-42; Мф. 27, 57-61; Мк. 15, 43-47; Лк. 24, 50-56).
После погребения тела Господня Иосиф был брошен иудеями в ров, и исхищенный оттуда Божественной силой, отправился в свое отечество — в Аримафею. И Воскресший Христос является ему, заключенному в оковы, и этим еще более утверждает в тайне Своего Воскресения. Несмотря на то, что Иосифу пришлось претерпеть много гонений со стороны иудеев, он не находил возможным умалчивать об этой тайне, но с дерзновением сообщал всем о минувших событиях.
Святой Иосиф скончался мирно в Англии.
Интерьер церквиТатианы Мученицы в Люблино (каменной)
Интерьер церквиТатианы Мученицы в Люблино (каменной)
Интерьер церквиТатианы Мученицы в Люблино (каменной)
12 АВГУСТА - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО МУЧЕНИКА ИОАННА ВОИНА.
12 АВГУСТА - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО МУЧЕНИКА ИОАННА ВОИНА.


Святой Мученик Иоанн Воин. Икона. Русский Север, начало XVIII века.



12 АВГУСТА - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО МУЧЕНИКА ИОАННА ВОИНА.


Святой Мученик Иоанн Воин. Икона. Ярославль, вторая четверть XVIII века.



12 АВГУСТА - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО МУЧЕНИКА ИОАННА ВОИНА.


Святой Мученик Иоанн Воин. Икона. Россия, первая четверть XVIII века.



12 АВГУСТА - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО МУЧЕНИКА ИОАННА ВОИНА.


Святой Мученик Иоанн Воин. Современная икона.



Святой мученик Иоанн Воин (IV в.) служил в императорском войске Юлиана Отступника. Наряду с другими воинами он был послан преследовать и убивать христиан. Оставаясь по наружному виду как бы гонителем, святой Иоанн на деле оказывал гонимым христианам большую помощь: тех, которые были схвачены, освобождал, других предупреждал о грозящей им опасности, содействовал их побегу. Святой Иоанн оказывал милосердие не только христианам, но и всем бедствующим и требующим помощи: посещал больных, утешал скорбящих. Когда Юлиан Отступник узнал о действиях святого, то заключил его в темницу.
В 363 году гонитель был убит на войне с персами. Святой Иоанн вышел на свободу и посвятил свою жизнь служению ближним, жил в святости и чистоте. Скончался он в глубокой старости.
Год кончины его точно не известен, место погребения святого Иоанна Воина постепенно было забыто. Он явился одной благочестивой женщине и указал место своего упокоения. Оно стало известно в этом округе. Обретенные там мощи святого Иоанна Воина были положены в храме Иоанна Богослова в Константинополе. Господь даровал святым мощам Иоанна Воина благодатную силу исцеления. По молитвам святого Иоанна получают утешение обиженные и скорбящие.
В Русской Церкви Иоанн Воин свято чтится как великий помощник в скорбях и обстояниях.
Святитель (Мефодий, Патриарх Константинопольский ?). Болгарская икона XIV века.
Святитель (Мефодий, Патриарх Константинопольский ?). Болгарская икона XIV века.


Святитель (Мефодий, Патриарх Константинопольский ?). Болгарская икона XIV века.


Святитель (Мефодий, Патриарх Константинопольский ?). Болгарская икона XIV века.
ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР УСПЕНСКИЙ: СУДЬБА ВОЕННОГО СВЯЩЕННИКА.
Мария Минаева.


Совсем недавно в нашей стране был учреждён официальный День памяти воинов, погибших на фронтах Первой мировой войны. Совсем недавно из семейных архивов начали всплывать полузабытые воспоминания, поблёкшие фотографии, имена. Эти чудом сохранившиеся (как старательно пытался забыть о них век ХХI) свидетельства открывают ту войну с особой стороны. Эти судьбы, прихотливые ниточки, тянутся и к нам, в наше время, и мы вспоминаем то, чего и не знали, и холодок бежит по нашим спинам – от совпадений.
Вот так и здесь – нашли молодые историки, члены Вологодского военно-исторического общества, некролог в одной из местных газет вековой давности. Некролог посвящён был полковому священнику 198-го пехотного Александро-Невского полка, погибшему 21 июля 1916 года на поле брани. Были найдены некоторые сведения о том, где служил батюшка, его заметки, напечатанные в «Вестнике военного духовенства» ‒ живые, интересные, написанные легко и талантливо. Правда, никак не получалось отыскать фотографии…

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР УСПЕНСКИЙ: СУДЬБА ВОЕННОГО СВЯЩЕННИКА.


Протоиерей Александр Успенский. Полковой священник.


Снимок обнаружился случайно, в журнале «Искра» за 1917 год. Долго не верилось, глядя на пожелтевшее размытое фото, на спокойное умное лицо молодого священника. Но это действительно оказался отец Александр – его героическая кончина многих людей столетие назад не оставила равнодушными.

А вот потомков на Вологодчине не осталось. Не было даже следа кого-то из детей и внуков священника, да и надежда найти их таяла – сколько лет прошло.

Но потомки нашлись – под Луганском. Они сами вышли на Вологодское военно-историческое общество, сами предложили прислать сведения, фотографии. Так, одному Богу ведомыми путями, сложилась достаточно полная картина служения и гибели протоиерея Александра Успенского – смелого и честного военного пастыря, талантливого публициста. О нём мы хотим вам рассказать.

Начало служения.

Александр Яковлевич Успенский родился около 1876 года в потомственной священнической семье в Костромской губернии. Он пошёл по стопам своих предков: закончил Костромскую духовную семинарию в 1897-м году, был рукоположен в сан иерея и более 7 лет прослужил в селе Макатово Юрьевецкого уезда Костромской губернии.

В 1904-м году началась Русско-Японская война, и молодой пастырь написал прошение о переводе в действующую армию. Так он стал военным священником – любовь к Отечеству и народу подвигла его навсегда променять мирный сельский приход на полную опасностей и неустроенности походную жизнь.

На фронтах Русско-Японской.

Отец Александр получает назначение на должность полкового священника в 1-ый Уманский бригадира Головатого полк Кубанского казачьего войска. В 1904-м году ареной борьбы между Российской Империей и Японией была Манчжурия, и молодой священник попал в самую гущу военных действий. Он находился в составе одного из самых боеспособных подразделений – отряда под командованием генерал-адъютанта П.И. Мищенко. Отец Александр принимал участие в разведке боем, в рейдах в тыл противника, в штурме укреплённых позиций, в знаменитом «набеге на Инкоу».

Молодой пастырь никогда, даже в самые горячие и опасные моменты боёв, не уклонялся от своих обязанностей. Он поддерживал молитвой раненых и напутствовал умирающих воинов. Оказывал бойцам отец Александр и самую практическую помощь: он освоил азы фельдшерского дела, перевязывал раны. По словам очевидцев, в этом искусстве он превзошёл и некоторых санитаров.


ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР УСПЕНСКИЙ: СУДЬБА ВОЕННОГО СВЯЩЕННИКА.



Матушка Екатерина Николаевна Успенская.


Чуткий душой и милостивый сердцем молодой священник постоянно заботился о простых неграмотных солдатах: он помогал им писать письма родным, отправлять скудные средства семьям, ходатайствовал перед начальством о нуждах воинов. За свои заслуги отец Александр был награждён золотой медалью на Георгиевской ленте, орденами святой Анны 2-ой и 3-ей степеней с мечами.

Свои впечатления и наблюдения он описал в заметках, которые опубликовал журнал «Вестник военного духовенства».

В короткие мирные годы.

После окончания Русско-Японской войны отец Александр продолжал окормлять воинов – с 1906 по 1910 годы в составе 216-го Инсарского пехотного резервного полка, потом – в 198-м пехотном Александро-Невском полку.
11 августа 1910 года священник вместе со своим подразделением прибывает в Вологду. Полковым становится приписной к кафедральному собору храм святого благоверного князя Александра Невского, а отец Александр назначается его настоятелем.

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР УСПЕНСКИЙ: СУДЬБА ВОЕННОГО СВЯЩЕННИКА.


Дети семьи Успенских.



Специфика служения в военной среде требовала особых навыков и способностей. Исповедь и беседы с простыми солдатами, деликатное общение с офицерским составом полка – всё это удавалось отцу Александру в полной мере: его искренне любили и уважали. Даже местное духовенство, несмотря на ведомственную разницу, с удовольствием общалось с пастырем.

Служение в годы Первой мировой войны.

Когда началась Первая мировая война, отец Александр в составе своего полка отправляется в Красное Село. Там некоторое время он является настоятелем Никольской церкви Авангардного военного лагеря, активно занимается общественной деятельностью – собирает посылки с подарками, помогает солдатам писать письма.

Однако священник рвётся на фронт: вскоре он добивается отправки к полку и разделяет с ним военные тяготы. «Ты живёшь, ты дышишь, и благодари Бога об этом. Смотря, ты видишь солнце, ты слышишь людской разговор. А ведь могло быть, что ты не слышал и не видел. Разве нет счастья, что у тебя есть органы чувств, что ты – живое существо», ‒ пишет он в заметке, отправленной в газету «Вологодский листок» в 1916-м году.
Интерьер церкви Татианы Мученицы в Люблино (деревянной)
Интерьер церкви Татианы Мученицы в Люблино (деревянной)
Интерьер церкви Татианы Мученицы в Люблино (деревянной)
Страницы: 1 2 3 > >>