ФЕНИКС   На связи с единомышленниками           

 Поддержка проекта 

Авторизуйтесь с помощью соцсетей и служб

+14236 RSS-лента RSS-лента

Блог клуба - Христианское искусство

Администратор блога: Демид
Канонизирован ростовский священник Константин Верецкий.
Канонизирован ростовский священник Константин Верецкий.


Ростовского священника Константина Верецкого канонизировали. Это решение было принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в Минске под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Иерея Константина Верецкого включили в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Днём его памяти стало 10 (23 по новому стилю) февраля - день его мученической кончины.

Иерей Константин Верецкий стал первым ростовчанином, которого канонизировали для общецерковного почитания всей Русской Православной Церковью. Он служил во Всехсвятском храме Ростова-на-Дону с 1913 по 1918 годы и был расстрелян 23 февраля 1918 года.
Иконостас церкви Нины равноапостольной в Черёмушках
Иконостас церкви Нины равноапостольной в Черёмушках
Иконостас церкви Нины равноапостольной в Черёмушках
Мученичество Святой Харитины Амисийской, Понтийской. Фреска монастыря Дионисиат на Святой Горе Афон. 1547 год. Иконописец Тзортзи (Зорзис) Фука.
Мученичество Святой Харитины Амисийской, Понтийской. Фреска монастыря Дионисиат на Святой Горе Афон. 1547 год. Иконописец Тзортзи (Зорзис) Фука.


Святая мученица Харитина Амисийская (Понтийская) в детстве осталась сиротой и была воспитана как родная дочь благочестивым христианином Клавдием. Девушка была прекрасна собой, своим разумом, добротой и горячей верой. Любовь ко Христу она несла другим людям и многих обратила на путь спасения.

Во время гонения императора Диоклетиана (284 - 305) за твердое исповедание Господа Иисуса Христа святая Харитина была подвергнута ужасным истязаниям и скончалась с молитвой ко Господу. Это произошло в 304 году.
18 ОКТЯБРЯ - ПРАЗДНОВАНИЕ СОБОРА МОСКОВСКИХ СВЯТИТЕЛЕЙ.
18 ОКТЯБРЯ - ПРАЗДНОВАНИЕ СОБОРА МОСКОВСКИХ СВЯТИТЕЛЕЙ.


18 ОКТЯБРЯ - ПРАЗДНОВАНИЕ СОБОРА МОСКОВСКИХ СВЯТИТЕЛЕЙ.


18 ОКТЯБРЯ - ПРАЗДНОВАНИЕ СОБОРА МОСКОВСКИХ СВЯТИТЕЛЕЙ.


18 ОКТЯБРЯ - ПРАЗДНОВАНИЕ СОБОРА МОСКОВСКИХ СВЯТИТЕЛЕЙ.


18 ОКТЯБРЯ - ПРАЗДНОВАНИЕ СОБОРА МОСКОВСКИХ СВЯТИТЕЛЕЙ.


Собор Московских святителей - празднование Русской Православной Церкви в честь святых архипастырей Московских.

Празднуется 5 (18) октября.

Празднование в один день в честь Всероссийских святителей Петра, Алексия и Ионы установлено святым Патриархом Иовом 5 (18) октября 1596 года. Впоследствии к сонму Московских первосвятителей стали добавляться имена их святых преемников. Святитель Филипп был причислен к ним в 1875 году по ходатайству митрополита Московского святителя Иннокентия, а святитель Ермоген - в 1913 году. Вплоть до конца XX века соборным празднованием Московских и всея России чудотворцев чтилась память этих пяти святителей. Затем в Собор были включены также имена семи других Московских святителей. Таким образом на 2013 год в Собор входили:

Святитель Петр, митрополит Московский и всея Руси (+ 1326, память 24 августа, 21 декабря)
Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси (+ 1378, память 12 февраля, 20 мая)
Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси (+ 1461, память 31 марта, 27 мая, 15 июня)
Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси (+ 1563, память 30 декабря)
Священномученик Филипп, митрополит Московский и всея Руси (+ 1569, память 9 января, 31 мая, 3 июля)
Святитель Иов, Патриарх Московский и всея Руси (+ 1607, память 5 апреля, 19 июня)
Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси (+ 1612, память 17 февраля, 12 мая)
Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский (+ 1867, память 19 ноября)
Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Америки и Сибири (+ 1879, память 31 марта, 23 сентября)
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси (+ 1925, память 9 февраля, 25 марта, 26 сентября, 5 ноября)
Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, Алтайский (+ 1926, память 16 февраля)
Священномученик Петр, митрополит Крутицкий (+ 1937, память 27 сентября).
Святой Преподобный Григорий Хандзтийский (Хандзойский).
Святой Преподобный Григорий Хандзтийский (Хандзойский).


Преподобный Григорий Хандзтийский, основатель и архимандрит обителей Кларджети (Грузия), происходил из знатного грузинского рода, пользовавшегося расположением царя Ашота Куропалата (786 - 826). Призвание к иноческой жизни сказалось еще в отроческие годы преподобного. Свой уход из дому и вступление на подвижнический путь он так объяснил своей матери: "Прости меня, мать моя, но я удалился от тебя не по своей воле, а потому, что то, что произошло, угодно было Богу".
Святой Преподобный Савва Ватопедский.
Святой Преподобный Савва Ватопедский.


Святой Преподобный Савва Ватопедский.


Святой преподобный Савва Ватопедский (ок. 1280/1283 - 1348/1349).
Память 5 октября (Греч.) и 15 июня (Греч.), в Соборе всех преподобных, на Горе Синае подвизавшихся, в Соборе Ватопедских святых.

В миру Стефан. Родился около 1280/1283 года в Фессалонике в знатной православной семье.

Изучал Св. Писание и философию. Родители прочили ему военную карьеру. В семнадцатилетнем возрасте тайно бежал из родительского дома на Афон и поступил в Ватопедский монастырь, где и принял иноческий постриг.

Неподалеку от Кареи он отыскал наставника в исихазме. Со временем его старец, восхищаясь послушанием и смирением ученика, предложил ему принять духовный сан. Но Савва тайно скрылся в тот же день и не возвращался, пока не уверился, что может жить в стороне от любых почестей.

В 1307 году, в правление императора Андроника Младшего Палеолога, грабежи, устроенные на Афоне каталонскими захватчиками, стали причиной бегства множества монахов. Старец Саввы решил укрыться в Фессалонике, но молодой монах отказался последовать за ним, страшась подвергнуться в городе искушениям. Вскоре турки осадили город, лишая надежды обрести там убежище.

Оказавшись, таким образом, в одиночестве, Савва принял решение совершить паломничество по святым местам. Он побывал на многих греческих островах: Лемносе, Лесбосе, Хиосе, Патмосе и Кипре.

Прибыв на Кипр, он вступил на путь юродства Христа ради. Сбросив свои одежды и живя в полном безразличии к мирским вещам, без крова, незнакомец, презираемый людьми, прп. Савва приносил себя как невинную жертву издевательствам, насмешкам и оскорблениям, в подражание Страстям Христовым. Так он переходил из одного селения в другое, никогда не прося милостыни, питаясь лишь дикорастущими травами и время от времени уединяясь в пустынном месте или пещере, чтобы полностью погрузиться в созерцание. Как он поведал позже ученику, этот путь добровольной смерти для мира через юродство полезен лишь для тех, кто умеет, при всех своих эксцентричных поступках, строго и неусыпно следить за собой посредством молчания. Именно поэтому на протяжении двадцати лет юродства св. Савва сугубо оберегал свое молчание, в любом случае сосредотачивая внимание на внутренней мысленной борьбе. Однако безмолвие не привело его к суровости или эгоистическому уходу в себя. Напротив, он всегда улыбался и был приветлив по отношению ко всем встречным, хорошим или плохим.

Однажды некая женщина восхитилась его представительной осанкой, - и он до вечера просидел в навозной яме. Где бы преподобный ни находился, он терпеливо переносил унижение и презрение.

В другой раз он оказался у ворот католического монастыря на Кипре. Богатые монахи, увидев бродячего подвижника, побили его и выставили на улицу. В то время как он избитый лежал на земле, божественный свет разлился по телу св. Саввы и чудесным образом исцелил его. Так Господь впервые явил Своему слуге знак нетленности, уготованной святым в Царстве Божием.

Подвижник без промедления продолжил путь странника. Однажды он согласился разомкнуть уста, чтобы назвать свое имя благодетелю, и люди поняли, что он добровольно изображал сумасшествие. Они начали восхищаться им и уважать его, просить его молитв, даже писать его иконы и почитать как святого. Несмотря на все усилия преподобного избежать почитания от людей, слава о нем распространилась вплоть до Константинополя и Горы Афон. Тогда он решил скрыться и отправился в Святую Землю.

От Иерусалима он двадцать дней шел через пустыню в монастырь на горе Синай. Там он остался на два года простым послушником. Потом, по возвращении в Иерусалим, св. Савва устроил себе жилище в пещере в Иорданской пустыне, где посвятил себя непрестанной молитве. Однажды на него набросился бес в обличье змея, но Савва прогнал его, призвав имя Господа нашего Иисуса Христа и не позволив себе никоим образом отвлечься от молитвы.

Однажды его пещеру внезапно озарил тот самый свет, которым некогда просияло тело Христа на вершине горы Фавор, позволив трем святым Апостолам насладиться частью Славы Божией. Пав на землю, свободный от обычных действий сознания, преподобный мог созерцать духовными очами, измененными Святым Духом, Христа во Славе. Это были те Слава и Свет, которые происходят именно из Царства Небесного, частично доступного уже здесь. Достигнув обожения, Савва мог с тех пор видеть Бога в себе самом, словно в зеркале (ср. 1 Кор 13.12).

Хотя подвижник стремился скрывать эту благодать, его слава привлекала отовсюду монахов, желавших услышать хотя бы одно слово духовного наставления, однако никому из них не удавалось заставить его нарушить молчание. Он вновь скрылся в пустыне, нагим и без пищи, ища более совершенного общения с Богом. Через пятьдесят дней путешествия он пал на землю, изнуренный и лишенный всякой надежды на человеческую помощь. Тогда Бог послал к нему Ангела, который ободрил его.

Четыре года подвижник находился в пустыне, затем он направился в монастырь святого Саввы, чтобы пребывать в затворе. Монахи могли слышать извне шум и крики, производимые бесами, но человек Божий оставался невозмутимым, постоянно погруженным в созерцание.

Однажды падшие духи схватили его и бросили вниз головой в глубокую пропасть. Поддерживаемый Ангелом, святой обнаружил, что стоит на ногах невредимым. И он пребывал там в восхищении, стоя неподвижно и воздев руки к небу, без еды, питья и сна в течение сорока дней. Когда монахи вытащили его из пропасти, он по возвращении в келью с удвоенным рвением продолжил аскетические подвиги. Питаясь малой порцией сухого хлеба и слегка утоляя жажду малым количеством воды, св. Савва целый год лежал, не переворачиваясь на бок, потом он провел целый год неподвижно сидя на скамье.

Спустя три года он покинул монастырь святого Саввы и попросил принять его послушником в общежительный монастырь на берегах Иордана. Там он принял на себя послушание пономаря. И вновь его добродетели стали предметом восхищения других монахов, которые не знали о его прежнем опыте.

Его смирение было таково, что однажды он отдал себя на съедение львам, которые напали на принадлежавших монастырю ослов. Хищники резко остановились и возвратились, опустив головы, в свое логово.

Тогда ему явился Ангел-Хранитель и велел покинуть Святую Землю и возвратиться в Византию, дабы многие души могли получить его наставления. Отправившись неспешно в Константинополь, он провел четыре года на о. Крит, где все это время стоял, никогда не разминая тело. Побывав на Пелопоннесе, в Македонии и во Фракии, он достиг Константинополя и затворился в келье монастыря святого Диомида, не принимая посетителей и всегда прикрывая лицо куколем.

Император Андроник III и патриарх Исаия, уведомленные о присутствии богоносного человека, безуспешно пытались увидеться с ним. Поскольку некоторые стали выражать сомнения в его Православии, святой ограничился тем, что письменно изложил исповедание веры и выражение верности императору и патриарху. После этого Савва отправился на Афон, где попросил, чтобы его приняли в Ватопед как простого монаха.

Именно там он познакомился со св. Филофеем, который стал его учеником и биографом, и ради него нарушил двадцатилетнее молчание. Трудясь одновременно в ризнице, больнице и трапезной, Савва пытался скрыть добродетели и благодать, полученные им от Бога. Он отрекался от всякого почитания и отказывался от всякой ответственной должности, которую хотели ему доверить, страшась лишиться благодати, которую приносит смиренная покорность.
Священномученик Иерофей, Епископ Афинский.
Священномученик Иерофей, Епископ Афинский.


Священномученик Иерофей, Епископ Афинский. Фреска церкви Святого Георгия в Старо Нагоричино, Македония. 1316 - 1318 годы. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.



Священномученик Иерофей, Епископ Афинский.


Священномученик Иерофей, Епископ Афинский. Фреска церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, Македония. Около 1295 года. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.



Священномученик Иерофей, Епископ Афинский.


Священномученик Иерофей, Епископ Афинский. Фреска монастыря Дионисиат на Святой Горе Афон. 1547 год. Иконописец Тзортзи (Зорзис) Фука.



Священномученик Иерофей, Епископ Афинский.


Священномученик Иерофей, Епископ Афинский. Современная сербская икона.



Священномученик Иерофей, Епископ Афинский.


Священномученик Иерофей, Епископ Афинский. Современная греческая икона.



Святой Иерофей до Крещения был одним из членов или советников Афинского Ареопага. Он был обращен в христианство Апостолом Павлом во время проповеди в Ареопаге. Павел же рукоположил Иерофея в епископа города Афин. Присутствуя вместе с Апостолами при погребении Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, святой Иерофей воспевал божественные песнопения, когда провожал ко гробу Пречистое тело Божией Матери, так, что все слышавшие и видевшие то, признали его за праведного и святого мужа. Благочестно пожив, как подобает святому, и угодив Богу своим житием и благим управлением паствою, святой Иерофей скончался мученически в I веке после Рождества Христова.

Имя Иерофей переводится с греческого как "освящённый Богом".
Святители Гурий, Архиепископ Казанский, и Варсонофий, Епископ Тверской.
Святители Гурий, Архиепископ Казанский, и Варсонофий, Епископ Тверской.


Святитель Гурий (+ 1563), первый архиепископ Казанский, в миру Григорий Григорьевич Руготин, родился в подмосковном городке Радонеже в дворянской семье. Родители его были небогаты, поэтому ему с юных лет пришлось служить у князя Ивана Пенькова в должности управляющего имением. С молодости Григорий был благочестивым, смиренным и незлобивым. В брак вступать он не захотел. Оклеветанный перед князем в преступной связи с его женой, Григорий был заключен в подземелье. Это подорвало его здоровье, но укрепило и углубило религиозное чувство. В темнице узник писал небольшие книжки для обучения детей грамоте. Деньги за вырученные азбуки он раздавал нищим.

Выйдя из темницы, Григорий принял постриг с именем Гурий в Иосифо-Волоколамском монастыре, известном своим строгим уставом. В 1543 г. он был избран братией игуменом этой обители и управлял ею почти 9 лет, а затем оставил игуменство и жил два года простым монахом. Перед епископством святой Гурий один год управлял Троицким Селижаровым монастырем в Тверской епархии.

На Казанскую кафедру он был избран по жребию и 3 февраля 1555 г. хиротонисан во архиепископа новой Казанской епархии. Поддерживаемый святым Варсонофием (+1576), святитель Гурий много содействовал миссионерской деятельности. За восемь лет его святительства было устроено четыре монастыря, выстроен Благовещенский кафедральный собор и более десяти городских церквей.

В 1561 году святитель тяжело заболел. По праздникам его приносили в церковь, и он здесь сидел или лежал, не имея сил ни ходить, ни стоять. Незадолго до смерти принял от святого Варсонофия великую схиму.

Святитель Гурий отошёл ко Господу 5 декабря 1563 года и был погребен в Спасо-Преображенском монастыре.

4 (17) октября 1595 года были обретены нетленные мощи святителей Гурия и Варсонофия. Митрополит Казанский святитель Ермоген присутствовал при их обретении и описал это событие в житии святителей.

20 июня 1630 года мощи святителя Гурия были перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в Благовещенский кафедральный собор. В 1817 г. они были переложены в новую серебряную раку.

Ныне они покоятся в кладбищенском храме во имя святых благоверных князей Феодора Муромского и чад его Давида и Константина, в городе Казани.




Святитель Варсонофий II (ок. 1495 - 1576), епископ Тверской, чудотворец Казанский, в миру Иоанн, родился около 1495 года в городе Серпухове в семье священника Василия. Отличаясь трудолюбием и понятливостью, отрок легко овладел грамотой, освоил чтение Псалтири и церковное пение настолько, что мог не только сам читать и петь, но и помогать другим.
Святой Преподобный Павел Препростый.
Святой Преподобный Павел Препростый.


Святой Преподобный Павел Препростый. Фреска церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, Македония. Около 1295 года. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.



Святой Преподобный Павел Препростый.


Святой Преподобный Павел Препростый. Фреска церкви Святого Георгия в Старо Нагоричино, Македония. 1316 - 1318 годы. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.



Преподобный Павел назван Препростым за свое простосердечие и незлобие.

Преподобный был женат, но, узнав о неверности супруги, оставил ее и удалился в пустыню к преподобному Антонию Великому. Павлу было уже 60 лет, и святой Антоний сперва не принял Павла, посчитав его неспособным к тяжелой отшельнической жизни. Три дня стоял Павел у келлии подвижника, сказав, что скорее умрет, чем уйдет отсюда. Тогда преподобный Антоний поселил Павла к себе, долго испытывал его терпение и смирение тяжелым трудом, суровым постом, ночными бдениями, неустанным пением псалмов и земными поклонами. Наконец преподобный Антоний разрешил Павлу поселиться в отдельной келлии.

За многолетний подвиг Господь даровал преподобному Павлу прозорливость, власть изгонять бесов. Когда к преподобному Антонию привели бесноватого юношу, он направил больного к преподобному Павлу со словами: "Великие в вере могут изгонять только малых бесов, а смиренные, как Павел Препростый, имеют власть над князьями бесовскими".

Преподобный Павел отошёл ко Господу в 340 г.
Святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Фреска церкви Порта Панагия, Греция. 1283 - 1285 годы.
Святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Фреска церкви Порта Панагия, Греция. 1283 - 1285 годы.
Страницы: 1 2 3 > >>