Блог клуба - ГАРМОНИЯ ЖИЗНИ

 ФЕНИКС   На связи с единомышленниками           

 Поддержка проекта 

Авторизуйтесь с помощью соцсетей и служб

+1254 RSS-лента RSS-лента

Блог клуба - ГАРМОНИЯ ЖИЗНИ

Администратор блога: walena
рубрика о детях и родителях , о их проблемах и радостях
У Бога нет других рук, кроме твоих. Поэтому не опускай их.
Автор поста Лариса
https://newphoenix.ru/users/Larica17

У Бога нет других рук, кроме твоих. Поэтому не опускай их.


У Бога нет других рук, кроме твоих. Поэтому не опускай их.
Психология до милых слёз
Психология до милых слёз
Почему у ребёнка нет друзей?
Почему у ребёнка нет друзей?



Что должен предпринять родитель, чтобы исправить эту ситуацию?

Наш эксперт — кандидат психологических наук Татьяна Киселёва.

Залог успеха

Ваш ребёнок к шести годам уже сам читает, знает английский и французский, немного играет на фортепиано? Но общаться с другими детьми не умеет да и не особо хочет? Это не такая уж редкая ситуация. Но будет ли ваше чадо, несмотря на все свои таланты, успешным в обществе — очень и очень большой вопрос. Ведь умение строить глубокие и долгосрочные дружеские отношения с другими людьми — залог удачной карьеры и гармоничной личной жизни.

Основы дружбы закладываются ещё в трёхлетнем возрасте. К пяти годам дети учатся совместной игре, что очень важно для установления дружеских отношений. Однако, если у вашего ребёнка к 6–7 годам так и не появились друзья, нужно понять, почему так получилось.

Четыре шага

Алгоритм наших действий будет такой.

Первый шаг. Поговорить с учителем. Педагог, как человек, наблюдающий вашего ребёнка в коллективе, может сказать, каких навыков для общения ему не хватает (робеет, боится вступать в контакт или, наоборот, ведёт себя слишком напористо...).

Второй шаг. Поговорить с ребёнком. Не нужно в лоб спрашивать: «Почему у тебя нет друзей?» Лучше просто порассуждать с ним на тему дружбы. Что мешает, что помогает дружить? Какие качества для этого важны (открытость, отзывчивость, дружелюбие, интерес к другому, готовность помочь...)? А мешают: неумение делиться, обидчивость, недоверие, вспыльчивость...

Третий шаг. Окажите поддержку ребёнку. Очень важно, чтобы он поверил в себя. Можно дать конкретные советы по расширению дружеских связей. Например, предложите найти в классе ребят с такими же интересами, любимыми занятиями. Продумайте, какие игры он может предложить одноклассникам на перемене, в школьном дворе. Вспомните свой опыт по установлению дружеских связей и поделитесь им. Для ребёнка будет полезно узнать, что у вас, возможно, тоже были трудности и вы их преодолели.

Четвёртый шаг. Если ребёнок стал сам делиться с вами тем, что у него происходит в классе, замечайте и приветствуйте любые, даже самые маленькие улучшения в его отношениях с одноклассниками. Вы можете подвести эмоциональный итог дня, спросить у чада, какая эмоция была у него сегодня самой яркой. Можно попросить ребёнка нарисовать эмоцию и причину её появления.


Почему у ребёнка нет друзей?




За скобками

Здесь мы не рассматривали такие причины отсутствия друзей, как интровертность ребёнка, когда ему комфортно в одиночестве. В таком случае беспокойство родителей может быть вызвано тем, что они — люди более общительные и им странно видеть своё чадо таким закрытым и самодостаточным.

Мы не говорим здесь о зависимости от гаджетов, которая мешает общению с другими людьми в реальной жизни.

И об излишней родительской тревожности тоже не говорим.


5 навыков, которые помогут ребёнку влиться в коллектив

И об излишней родительской тревожности тоже не говорим.

5 навыков, которые помогут ребёнку влиться в коллектив

Желание поддерживать эмоциональный контакт с другими: понимать эмоции и чувства других людей, выражать свои эмоции и разделять эмоции и чувства

Объявление скрыто.
других.

Желание вовлекаться в совместную деятельность: вместе играть, выполнять коллективное задание, проявлять инициативу и поддерживать чужую инициативу.

Умение управлять своими эмоциями: не подавлять их, а подбирать адекватные способы их выражения. Например, на обиду, нанесённую словом, подобрать подходящие случаю слова, которые остановят обидчика и позволят сохранить самоуважение. Чрезмерная реакция — ударить в ответ. Недостаточная реакция — проглотить обиду, поощряя обидчика и дальше испытывать, как далеко можно зайти.

Умение поддерживать разговор: обращаться к другим детям, задавать вопросы, шутить, смеяться шуткам.

Умение замечать и уважать свои и чужие границы: телесные, психологические (например, уметь отказывать и принимать отказ), границы собственности.



Автор: Василиса Аверьянова
Оригинал Аргументы и Факты




ВОСПИТАНИЕ ЧЕСТНОСТИ
ВОСПИТАНИЕ ЧЕСТНОСТИ



Совет 1-й. Верьте ребенку.

Как правило, дети на доверие отвечают тем же и если в каких-то случаях обманывают, то, скорее всего, не понимают этого.
14 (600x420, 45Kb)

[more]Пусть ребенок знает и чувствует, что вы ему верите.

Например, если вы замечаете за своим ребенком агрессивность или драчливость и перед его выходом на улицу повторяете: "Только попробуй, подерись сегодня!", "Пусть только на тебя сегодня пожалуются!" - это формирует стереотип поведения, и вы как бы неосознанно провоцируете эти поступки. В этих случаях лучше сказать: "Веди себя поспокойней и посдержанней". Важно, чтобы и ребенок мог довериться вам: держите слово, которое дали. Но если вдруг не получается выполнить обещание, тогда объясните причину и извинитесь.




♥ Совет 2-й. Объясните, что на правде "держится мир", на детском языке: она - полезна. Люди живут в согласии, если доверяют друг другу.

Попробуйте вместе представить такое общество, где все друг друга обманывают. Опишите ситуации обмана и нечестных людей: фальшивомонетчиков, мошенников и т. д. Объясните, что нечестные люди по большому счету проигрывают: им не доверяют, их не уважают.

♥ Совет 3-й. Не создавайте ситуаций для обмана. Избегайте двусмысленных вопросов, когда легче сказать неправду, чем правду.

Если ребенок разбил чашку и вы об этом знаете или догадываетесь, не спрашивайте его: "Это ты разбил чашку?" - а лучше скажите: "Я знаю, что ты разбил чашку, расскажи, как это случилось". Такая определенность исключает вариант обмана со стороны ребенка. К тому же, если в этот момент вы доброжелательны, ему незачем говорить неправду.

Слишком строгое наказание дома, завышенные требования и сильное давление со стороны родителей свидетельствуют о непонимании характера ребенка, его возрастных особенностей и кризисных состояний. Это может привести к тому, что ребенок начнет обманывать из страха неприятностей. Иногда ребенок обманывает, чувствуя бессилие выполнить все то, что требуют от него родители.


ВОСПИТАНИЕ ЧЕСТНОСТИ



♥ Совет 4-й. Не учиняйте унизительных допросов.

Если ребенок сразу не признался, то настаивать и допрашивать его - бесполезно. Как правило, в таком случае возникает перепалка. "Нет, это не я!" - "Нет, ты признайся!" - "Нет, не я" и т. д. Лучше объяснить, что такие поступки неприемлемы и каким образом можно было достойно выйти из ситуации. В зависимости от ваших принципов воспитания вы можете наказать его (конечно, без применения побоев - я не сторонник жестких наказаний). Но если вы не уверены в том, что это совершил ваш малыш, в этом случае лучше сказать: "Я надеюсь, твои слова - правда. Если нет, я очень огорчусь".

♥ Совет 5-й. Вознаграждайте честность. Если ваш малыш признался вам, то покажите ему свою радость: "Я рад тому, что ты - честный человек, ведь ты сказал правду".

Но здесь возникает самая трудная ситуация: когда малыш признался, как быть с наказанием за проступок? Если вы накажете его, то в следующий раз он может не признаться. Если вы не накажете, то он может не понять, что он совершил запрещенное. Ясно, что в этом случае наказание должно быть условным. Дайте ему возможность исправиться. Главное, покажите отрицательные последствия его поступка и объясните, как его избежать. Пусть ребенок поймет, что вас это очень огорчает и вы надеетесь, что больше он вас не расстроит.

♥ Совет 6-й. Показывайте пример честности.

Если вы просите отвечать по телефону, что вас нет дома; если в поезде или автобусе, покупая детский билет, ссылаетесь на пятилетний возраст ребенка, хотя ему уже семь; если говорите жене, что у вас нет денег, оставляя заначку на игрушки или для своих нужд, - вы оправдываете случаи, в которых можно лгать. Дети все усваивают, и честность их будет иметь такой же относительный характер.

Маленькие дети не понимают двойной морали. Если такая щекотливая ситуация случилась с вами и дети стали свидетелями, то обязательно объясните им подоплеку события. Признайте, что совершили ошибку, сказав неправду, что это очень неприятно, но иногда случается в жизни.

ВОСПИТАНИЕ ЧЕСТНОСТИ
мамин голос и ребенок

Тот голос, которым мы говорим со своим ребёнком сейчас, останется с ним навсегда.





мамин голос и ребенок




Тот голос, которым мы говорим со своим ребёнком сейчас, останется с ним навсегда. Именно этим голосом он будет разговаривать с собой, став взрослым. Все упрёки, нравоучения, наше недовольство им будет принято за основу его собственного отношения к себе.

Сможет ли он поддерживать себя, подбадривать, будет ли у него безапелляционная вера в собственные силы, насколько он будет добр к себе и сможет ли он вообще быть добрым к себе, зависит от того, что мы говорим ему сейчас.


Мамин голос, мамино отношение, мамины требования и ожидания – это то родительское “Я”, которое всю жизнь будет выполнять роль “совести” и станет ”внутренним критиком” для взрослого человека. Будет ли этот критик поддержкой или инквизитором, зависит от нас.
Родительские слова и представление мамы с папой о нём самом – для ребёнка безусловная истина. Как если бы сам Бог сказал ему раз и навсегда, какой он и что из себя представляет.

Заложенное родителями ядро личности переделать, перекрасить в другой цвет очень трудно. И чем больше в нём мин и чёрных, гулких, затягивающих в бездну дыр, тем сложнее человеку опираться на себя.
Мамина вера и поддержка, папино признание безусловной красоты и обаяния дочери – это то, благодаря чему вырастают спокойные и уверенные в себе женщины.

Роль отца в жизни девочки – в поддержке и признании её совершенства. Для девочек папа – идеал мужчины. Никогда не досягаемый идеал. Мудрость отца в том, чтобы любить свою жену и дочь, но по-разному. Чтобы быть с женой парой, любовниками, двумя любящими друг друга людьми. Именно по этим отношениям, видимым в детстве, девочка будет строить свою семью.

А в дочь вложить веру в то, что она неотразима. Словами вложить. Дочь видит свою женственность глазами отца. Его мнение – это мнение всей мужской половины человечества. Признание её красоты и женственности, плюс безусловная поддержка – это то, что создаёт глубинное чувство защищённости и веры в себя.

Мамина вера в сына, в его мужественность и самостоятельность и при этом безусловная поддержка тогда, когда ему нужна помощь; папино уважение и признание – это то, что создаёт стержень личности. Глубинное чувствование себя сильным, полноценным, настоящим. Это то, что даёт опору и устойчивость. Непоколебимую веру в то, что мир тебя любит и всегда поддержит.

Что останется с нашими детьми, когда нас не будет?

Наши голоса, те слова, которые мы говорили им в детстве.
Наши любимые фразы. То что мы повторяли изо дня в день. То что мы говорили в ярости и отчаянии, из большой любви и желания защитить.
То что мы говорили от своей беспомощности. То что нам говорили, а мы повторяем, не задумываясь, не вникая, потому что так надо, так всех воспитывают.

Именно на эти фразы, сказанные нами с пылом и жаром, в полной убеждённости в своей праведности, будет опираться наш ребёнок, когда вырастет.

Мы не можем подстелить соломку под каждую ситуацию, которая может случиться с ребёнком. Кроме этого у родителей полно и абсурдных, совершенно иррациональных страхов. И в своём стремлении защитить мы убиваем всё живое.

Все родительские послания, которые становятся для уже взрослого человека непреодолимой стеной, были сказаны из большой любви и с одной целью – защитить.

Моя работа – это разговаривать со взрослыми людьми. Поддерживать, помогать разобраться и найти выход. И знаете, на что натыкаются люди, когда не могут сделать ни шага, совершают глупейшие поступки, тормозят и всячески отравляют себе жизнь?
На родительские послания.
На то “какая ты” и “какой ты”. Что ты можешь себе позволить, а что нет. Есть ли у тебя ум, красота, талант или нет.

Мы очень долго смотрим на себя глазами своих родителей. И это им, уже став взрослыми, мы доказываем, что сможем, добьёмся и станем. Кто-то из нас выживает благодаря, а кто-то вопреки.
Мы не всемогущи, но для детей мы боги. И именно на наши послания наши дети будут опираться всю свою жизнь.



мамин голос и ребенок
Медлительный ребенок.
Медлительный ребенок.
Медлительный ребенок.

Медлительный ребенок. (604x453, 53Kb)Детей, которых называют медлительными, по разным данным от 12 до 22 процентов. Имеется в виду истинная медлительность. Она связана с врожденной особенностью нервной системы - слабой подвижностью нервных процессов. Ребенок медленно думает, медленно говорит, медленно двигается, у него замедленные реакции... И это не болезнь, не отклонение.

Иногда медлительность вызвана ослабленностью ребенка, хроническим заболеванием. Иногда это реакция на жизненные обстоятельства, своего рода протест против каких-то событий или отношений. Но тогда ребенка нельзя назвать истинно медлительным. Если он выздоровеет или обстановка в семье, в школе изменится к лучшему, он вернется к своему обычному темпу. А вот медлительному от природы быстрым не стать никогда. Он может только приспособиться к окружающим.

Кому они мешают, эти медлительные дети? В раннем детстве они даже удобнее для окружающих, чем слишком подвижные малыши. Проблемы начинаются, когда такой ребенок идет в детский сад. А в школе еще больше обостряются. Он медленно включается в работу, не может работать в одном темпе с классом, в перемену не успевает позавтракать, не успевает переодеться на физкультуру... Особенно трудно ему приходится, если у его родителей и учителей другой личный темп.

Больным медлительный школьник может стать с помощью взрослых. Это в том случае, если они ставят перед ним невыполнимое требование - угнаться за классом. Ребенок начинает быстро утомляться, появляются головные боли, страх перед школой. Может возникнуть невроз.

Допустим, родители понимают его особенности, а учитель в начальной школе терпелив и умеет работать с такими детьми. Но вот медлительный ребенок переходит в среднюю школу, и трудности все нарастают.
Медлительный ребенок.

Медлительный ребенок.
Вы уже поняли, что медлительность вряд ли пройдет с возрастом. Темп работы не зависит от желания ребенка. Поэтому не торопите его. Если его понукать, он может начать суетиться, громче или тише говорить. Но работать быстрее не станет, результат останется прежним. Терпеливо ждите, пока вспомнит правило, пока соберется с мыслями и ответит.

Медлительный ребенок.
Условия работы, обстановка для занятий должны быть привычными. Тогда точность и качество работы будут высокими.

Медлительный ребенок.
Не забывайте, что медлительному ребенку трудно переключаться с одного вида работы на другой. Не ошарашивайте его неожиданными вопросами, пока он занят предыдущим заданием. Он или не услышит вас, или ответит что-нибудь несуразное.

Медлительный ребенок.
Часть классной работы придется делать с ребенком дома. При этом постарайтесь не только разобрать все, что он не успел сделать на уроке, но и создать небольшой запас знаний и умений. Тогда в классе ваш школьник будет чувствовать себя увереннее.

Медлительный ребенок.
Решите, что для вас важнее: оценки любой ценой или психологический комфорт вашего ребенка. Да, он вряд ли уложится в норматив по скорости чтения, да и писать будет медленно. Но разве лучше, если страдает его самооценка, если он без желания ходит в школу? Попробуйте убедить учителя, что темп работы - не главное. Не получится - привлеките на помощь школьного психолога.
Можно ли "одолеть" медлительность?

Как быть, если вы все-таки хотите увеличить темп работы своего ребенка? Помогут ли ему какие-то упражнения? Да, если тренировку проводить до школы, в 4-6 лет. При этом эффект дает не постепенное ускорение темпа задания или игры, а переход от одной скорости движений к другой.

Используйте игры со сменой движений, например "День - ночь". Взрослый ведет игру, называя в случайном порядке время суток. В ответ на слово "день" ребенок начинает быстро бегать по комнате. При слове "вечер" движения замедляются, при слове "ночь" - становятся совсем плавными, как в замедленной съемке. Здесь важно чередование разной скорости движений.

Можно использовать другие движения: хлопки в ладоши, постукивание карандашом по столу (вы стучите или хлопаете, ребенок повторяет в нужном темпе). Можно рисовать палочки. Постепенно ребенок научится управлять темпом своих движений, ускорять и замедлять их. Но главное - занятия должны быть постоянными и интересными для ребенка.

Совершенно не обязательно, что ваш медлительный ребенок в школе будет в числе отстающих. Недостаточную скорость работы он компенсирует основательностью и качеством. Да и особых конфликтов с учителями и одноклассниками у медлительных детей обычно не бывает. Ведь они очень добродушные и надежные люди. Вам не за что упрекать своего ребенка.
walena +3 136 Нет комментариев
ДЕТСКОЕ УПРЯМСТВО
Слово «не хочу» появляется в лексиконе ребёнка одним из первых – сразу вслед за «мама», «папа» и «дай». С этого момента взрослым приходится считаться с желаниями их чада. Однако мамам и папам не слишком-то приятно обнаружить, что их «частичка», которая до недавнего времени была такой беспомощной и находилась в полной зависимости от родительской воли, теперь заявляет, что ни за что не наденет шапку «девчачьего» цвета и не будет пить молоко с пенками. Поэтому взрослые часто называют упрямством любое выражение ребёнком своих желаний, идущих вразрез с их интересами.
ДЕТСКОЕ УПРЯМСТВО
Не нужно забывать, что умение говорить «нет» - очень важный жизненный навык. Он пригодится ребёнку, когда одноклассники предложат сбежать с урока или попробовать наркотики. Поэтому не стоит ругать сына или дочь за сам факт непослушания. Главная задача родителей - научить ребёнка отстаивать своё мнение конструктивными способами. Как же отличить настойчивость и принципиальность от стремления делать всё наоборот?

0-2 года

Маленькие дети, только начинающие познавать мир, нуждаются в определении границ своей личности. Только тогда, когда малыш осознаёт какие-то желания, понимает, что ему приятно, а что – не очень, он получает представление о своих индивидуальных особенностях. В этой ситуации те или иные предложения взрослого выглядят как навязанные решения.

С точки зрения родителя, малыш ведёт себя нелогично, меняя мнения и желания со скоростью света. «Сам не знает, чего хочет!» - возмущаются родители, глядя на то, как ребёнок то придвигает к себе тарелку с едой, услышав, что пора спать, то отворачивается, увидев ложку. На самом деле, такое поведение малыша говорит о его желании взять контроль над ситуацией в свои цепкие ручонки.
ДЕТСКОЕ УПРЯМСТВО
1. Сделайте паузу, если видите, что ребёнок вошёл в фазу «не хочу-не буду-не заставите». Просто помолчите и подождите. Вполне возможно, что, получив долгожданную свободу, ребёнок САМ примет решение пообедать.

2. Постарайтесь добиться положительного ответа на любой вопрос, пусть даже не связанный с предметом спора. Психологи давно заметили, что любое «да», сказанное оппонентом, повышает шансы на примирение.

3. Не увлекайтесь уговорами и объяснениями. В этом возрасте гораздо убедительнее эмоциональное заражение. Заинтригуйте ребёнка рассказом о том, как грустно становится носику, если он не может дышать свежим воздухом, потому что его обладатель отказывается гулять. Чем правдоподобнее будет изображён «грустный носик», тем более эффективным окажется ваш отвлекающий манёвр.

4. В некоторых ситуациях упрямство малыша вызвано стремлением прощупать границы дозволенного. Ребёнка могут интересовать следующие животрепещущие вопросы: «Что будет, если я встану посреди проезжей части и наотрез откажусь заходить на тротуар?» или «Как поступит мама, если я возьму в рот крышку от пластиковой бутылки?». В подобных случаях лучше использовать «административный ресурс», невозмутимо подхватив ребёнка подмышку, чтобы перенести через дорогу, или забрав у него несъедобное «лакомство». Поняв, что силы неравны, малыш перестанет упрямиться.

5. Видя, что ребёнок демонстрирует упрямство «из принципа», превратите спор в игру, доведя его до абсурда. Копируя детскую мимику и интонации, тоже отвечайте отрицанием на любые слова в ваш адрес, например: «Нет, не буду, не гулять, не на площадке!». Увидев замешательство ребёнка, продолжите переговорный процесс.

3-4 года

Упрямство в этом возрасте связано не только с познанием мира, но и со стремлением активно изменять его, ставя различные эксперименты. Ради проверки своих гипотез малыш готов пожертвовать родительским спокойствием. Вот почему, услышав «нельзя», ребёнок молча и сосредоточенно начинает делать именно то, что запрещено. Как истинный исследователь, он стремится подтвердить теорию практикой, чтобы убедиться в правоте взрослого.

1. Сопровождайте каждый запрет или просьбу подробными объяснениями. Старайтесь, чтобы эта информация касалась не одного конкретного случая, а распространялась на множество аналогичных ситуаций. Например, опасно вставать на носочки, находясь на любом неустойчивом предмете, а не только на зелёном стуле в бабушкиной комнате.

2. Не снабжайте малыша информацией, которая может подтолкнуть его к новым рискованным экспериментам. Допустим, убеждая ребёнка прекратить истязать кнопки принтера бесконечными нажатиями, не описывайте, что и как в нём может сломаться. Скажите, что устройству нужно отдохнуть после работы.

3. Чаще ссылайтесь на собственный опыт, чтобы наследник видел в вас коллегу по лаборатории, а не ментора. Подарите ему детский игровой набор для простых физических и химических опытов. Вместе проводя эксперименты по инструкции, вы научите ребёнка уважать требования техники безопасности.

4. Споря с маленьким упрямцем, не злоупотребляйте такими фразами как: «Я кому сказал!» или «Я же говорила!». Иначе вы спровоцируете ребёнка на поиск новых доказательств своей правоты, что потом с победным видом заявить: «Ну-ка, посмотри! А ты говорил!»

5. Если вам не удаётся остановить исследовательский пыл наследника, возьмите научное руководство над его экспериментом. Например, заметив, что малыш при любой возможности хватается за отвёртку, чтобы открутить гайку на велосипеде, помогите ему осуществить задуманное. Дав ребёнку возможность убедиться в том, что колесо может отвалиться, вы спасёте от демонтажа остальные детали.

5-6 лет

Этот период характеризуется повышенным вниманием ребёнка к мотивам поступков других людей. Их результаты он оценивает с точки зрения выгоды для себя любимого. Не удивительно, что выбирая такую точку отсчёта, он приобретает множество поводов для разочарования и обиды. Его упрямство - это протест против махрового эгоизма окружающих. Игнорирование или жёсткое пресечение такого поведения не только не помогает сломить сопротивление, а значительно усугубляет состояние психологического дискомфорта ребёнка. Поэтому, заметив на лице наследника очередную скорбную гримаску, не жалейте времени на исследование её "молекулярного состава".
ДЕТСКОЕ УПРЯМСТВО
1. Поинтересуйтесь у ребёнка, на что он обиделся. Скорее всего, он недовольно буркнет: «Ни на что!». Не покупайтесь на этот трюк! Несмотря на демонстрацию равнодушия, ребёнок с замиранием сердца ждёт продолжения разговора. Поэтому пропустите его фразу мимо ушей и предложите свою версию. Слушая вас, наследник вряд ли удержится от возражений, и, так или иначе, включится в диалог.

2. Большинство дошкольников уверены в том, что окружающие способны читать их мысли. Вполне возможно, что ваш ребёнок - не исключение. Почему бабушка не догадалась, что он и сам собирался убрать игрушки через часик-другой, и обозвала его «неряхой»? Зачем приятели предложили Димке быть «водой», если он хотел этого гораздо сильнее? Убедите ребёнка не наказывать окружающих упрямством и несговорчивостью до тех пор, пока он не убедится в том, что они знают о его намерениях.

3. Несмотря на доброжелательный характер беседы, настаивайте на принесении извинений тому, кому ребёнок демонстрировал упрямство. Эта мера убережёт дошкольника от соблазна постоянно находиться в образе «униженного и оскорблённого».

4. Попросите ребёнка прямо говорить о том, что ему не нравится. Потренировавшись на домочадцах, он сможет перенести сей полезный навык на общение со сверстниками.

5. Следите за собственным поведением в тот момент, когда вы обижены. Не начинаете ли вы так же упрямиться, отказываясь объяснять причины ухудшения настроения?

7-12 лет

Упрямство школьников, как правило, вызвано стремлением защититься от многочисленных требований, предъявляемых в школе и дома. Бесконечные пререкания помогают ему отсрочить решение ненавистных уравнений или «не успеть» убраться в комнате.

1. Подумайте о том, все ли требования понятны ребёнку? Возможно, какие-то из них кажутся школьнику необоснованными. Чтобы проверить эту гипотезу, поинтересуйтесь, для чего, по его мнению, нужно собирать рюкзак вечером или оборачивать тетради обложками. Самостоятельно сформулировав ответы, ребёнок вряд ли продолжит спорить по этим поводам.

2. Припомните те права и привилегии, которые школьник приобрёл за последние несколько лет в связи со своим взрослением. Выслушав их перечень, он гораздо снисходительнее отнесётся к новым обязанностям.

3. Не требуйте от ребёнка немедленного выполнения вашей просьбы. Вспомните, как вам бывает трудно заставить себя заниматься каким-то сложным или скучным делом. Пусть у школьника тоже будет время на «раскачку».

4. К школьному возрасту у детей появляется критическое отношение к своим способностям. Если ребёнок наотрез отказывается делать что-то, подумайте, не связано ли упрямство со страхом неудачи. В этом случае заверьте его в том, что не ждёте идеального результата.

5. Не пытайтесь сломить упрямство с помощью запугивания, например: «Не доучишь стихотворение – получишь двойку!» или «Не перестанешь вредничать – никто не будет с тобой дружить!». Школьник приложит все усилия для того, чтобы продемонстрировать равнодушие к этим угрозам.

6. Покажите на конкретных примерах, что, поступая кому-то «назло», ребёнок вредит самому себе.
ДЕТСКОЕ УПРЯМСТВО
12+

Переходный возраст отличается масштабами упрямства: оно касается не отдельных поступков, а затрагивает целые сферы жизни. Родителям приходится дискутировать о смысле поддержания порядка в комнате, а не уговаривать, как раньше, застелить кровать. Подростка всё чаще посещают мысли о своём будущем, в котором не находится места ни для чтения, ни для продолжения занятий в музыкальной школе.

1. Каждый раз, споря с ребёнком, мысленно задавайте себе вопрос: «Я, действительно, лучше него знаю, чем ему лучше заниматься в жизни?» Это касается хобби, друзей, будущей профессии и других важных вещей, которые родители часто выбирают, ориентируясь на свои амбиции или нереализованные мечты.

2. Упрямясь, подросток защищает что-то очень важное для себя: свободу, справедливость и т. д. Не забывайте, он же максималист! Поэтому нельзя обесценивать его убеждения одной фразой: «Ты не прав, так как не знаешь жизни!»

3. Предоставлять возможность выбора подростку – не значит ущемлять в правах себя. Просто дайте ему возможность учиться на своих ошибках там, где они не несут риска для жизни.
ДЕТСКОЕ УПРЯМСТВО
КАК ИЗБЕЖАТЬ НАКАЗАНИЯ
Многие до сих пор считают, что поднимать руку на детей допустимо и эффективно. Обычно озвучиваются следующие причины этому:

- с некоторыми детьми иные доводы не работают;
- не могу сдержать свой гнев;
- шлепаю, когда ребенок доводит меня до предела;
- меня самого так воспитывали, и я вырос нормальным;
- лучше один раз шлепнуть, чем читать долгие морали…
КАК ИЗБЕЖАТЬ НАКАЗАНИЯ
Часто детям достается совершенно не к месту. Вот годовалый малыш в сотый раз тянется к газовой конфорке, или спичечному коробку, или он изрисовал фломастерами обои – классический и вполне ожидаемый поступок от ребенка младше трех лет. Шлепок от раздраженного родителя действительно его остановит, вызовет слезы, заставит почувствовать боль, но пока ребенок умом не дорастет до того, как правильно поступать, он будет продолжать трогать плиту и рисовать на поверхностях, так как руководствуется познавательной активностью.

Или родитель срывается на ребенка, который бесконечно прыгает на кровати, залезает на высокие поверхности, выкидывает на пол стопки одежды из шкафа, громко кричит. Получается, что родитель силой сдерживает физическую активность – естественную природную и характерную особенность ребенка.

Можно сейчас говорить о том, что вопрос с ребенком-ураганом нужно решить чисто технологически: установить дома спортивный комплекс, обязательно совершать активные прогулки, записаться в спортивную секцию, чтобы энергия выплескивалась в правильном направлении. Но обычно родительское решение прекратить шум и наказать происходит в моменте и часто является вопросом установленного взрослым человеком предела, за рамки которого вышел ребенок. Так что это проблема не ребенка, а взрослого. И решать ее должен взрослый.

Что делать с ребенком?

- предотвратить потенциально опасные бытовые ситуации: поставить заглушки на розетки и ограничители на дверцы шкафов, убрать подальше острые ножи, загородить доступ к окнам;

- отвлекать: с малышами быстрое переключение внимания с раздражителя на другой предмет или занятие работает лучше всего;

- в некоторых случаях проще позволить ребенку увидеть прямое последствие его действий. Например, разрешить один раз легонько дотронуться до горячего предмета, чтобы ребенок понял – это может быть больно;

- обговорить строгие «нельзя». Запретов не должно быть слишком много, но их выполнение должно быть беспрекословным, а нарушение не должно вызывать родительское бездействие. К таким табу могут относиться следующие пункты: не обижать животных, не грубить, не поднимать руку на членов семьи, не бросаться камнями на детской площадке, не кусаться…

- использовать в общении невербальные методы: интонации, взгляд, мимику, нахмуренные брови, поднятый вверх палец, который предупреждает о том, что ребенок переходит границу и дальше может быть последовать наказание. Дети чувствуют малейшую перемену в родительском настроении и внимательно отслеживают выражение лица;

- заранее предугадывать, какие могут возникнуть сложности. Например, если вы собираетесь ехать куда-то на общественном транспорте, убедитесь в том, что ребенок не голоден, тепло одет, не хочет спать или в туалет.

Когда ребенок переходит границы, задача родителя – не проигнорировать этот момент, дать реакцию на неправильное поведение. Какими могут быть родительские реакции:

- Слова, объяснения. Иногда правила придется повторить не один десяток раз, чтобы ребенок понял, что нельзя отпускать руку взрослого, переходя через дорогу, или играть со спичками. В этой ситуации хорошо могут сработать мультфильмы, книги, придуманные вами сказки, ролевые и настольные игры.

Например, любителям спичек можно показать мультфильм «Как Вера и Анфиса тушили пожар», а с теми, кто выбегает на дорогу, поиграть в лото на тему правил дорожного движения. Дети очень внушаемы, но охотнее воспринимают информацию, если она подается не в виде нравоучения, а в форме рассказа о том, какие проблемы возникли у сказочного героя, когда он неправильно себя вел.

- Наказание естественными последствиями. Сын моей подруги любил взять на улицу игрушечный мотоцикл, но, накатавшись, не любил отвозить его домой, бросал мотоцикл на дороге. В один из дней мама просто разрешила ему оставить мотоцикл, предупредив, что завтра его здесь может не быть. Ребенок согласился и на следующий день игрушки на улице, конечно, не нашел. Больше вопросов с тем, чтобы следить за своими вещами, у малыша не возникало.

Или другая ситуация: школьник теряет второй телефон подряд, а родители, отругав, в спешном порядке покупают ему третий – причем, самую современную модель, ведь не может у ребенка быть что-то хуже, чем у одноклассников. Поймут ли дети о последствиях своей рассеянности, станут ли внимательно относиться к личным вещам? Первый ребенок, скорее всего – да. Второй – вряд ли.

Ребенок выбегает на проезжую часть – хватайте его в охапку и уводите домой. Бросает песком в детей – сразу же уходите с детской площадки, даже если появились здесь пять минут назад. Кинул об стену машину – остался без игрушки.

- Лишение удовольствий. Момент, когда в воспитательном порядке ребенка лишают чего-то положительного: сладостей, мультфильмов, компьютера, встреч с друзьями. Такое наказание должно иметь четкие временные рамки и распространяться только на ребенка. Если в выходные вся семья собиралась ехать в ресторан или кино, а накануне один из детей себя плохо вел, не нужно отказываться от поездки. Лучше ограничить провинившегося ребенка в чем-то другом, что не затрагивает интересы остальных.

- Уединение. Тайм-аут особенно эффективен, если ребенок ведет себя агрессивно и нужно как можно скорее изолировать его и увести от неприятной ситуации. Во время тайм-аута и ребенок, и родитель обычно остывают и успокаиваются, а затем спокойным тоном обговаривают, что произошло и почему ребенка отправили «подумать». Обычное правило тайм-аута для детей старше трех лет – минута уединения на каждый год возраста ребенка (три минуты для трехлетки, пять – для пятилетнего ребенка). Психологи не советуют ассоциировать место тайм-аута с комнатой, где ребенок спит.

- Наказание уроком. Самый непростой, но в определенных случаях – самый действенный способ. Вспоминается пример из повести «Дорога уходит в даль», когда героиня прибегает к отцу с яблоками: они с друзьями только что украли эти яблоки во дворе садовника.

– Это я сама! Сама украла! – в восторге от необычайного приключения кричит девочка. И вдруг замечает зловещий вид отца и понимает: что-то она сделала не так. Отец ведет ее к дому садовника и требует, чтобы девочка вернула яблоки и попросила прощения, а после, все еще будучи в гневе, говорит: «Запомни, пожалуйста, на всю жизнь: ни одной чужой копейки, нитки чужой, куска чужого никогда не смей брать!»

Героиня вспоминает этот урок как очень неприятный, досадный эпизод своей жизни, но в некоторых ситуациях такое столкновение с реальностью и даже стыдом необходимо. Это дает ребенку ориентир на будущее и понятие о приемлемом и неприемлемом.

Что может помочь родителям справиться с негативными эмоциями?
- просто скажите себе: я никогда не ударю своего ребенка. Часто даже с самыми спокойными взрослыми случаются промахи, после которых они дают зарок – больше никогда. Если с вами этого промаха не случалось, прямо сейчас дайте себе обещание, что и не случится. Если боитесь не сдержать подобного зарока, начните с малого: держать себя в руках в течение недели, месяца и постепенно увеличивайте период до «больше никогда»;

- заручитесь поддержкой партнера. Один из родителей может быть строже или мягче, но в главном – неприятии телесных наказаний – вы должны быть едины;

- любите своих детей любыми. Приклеивание к ребенку ярлыков «неуправляемый», «гиперактивный», «несносный», а также постоянный страх того, что скажут окружающие о поведении ребенка, мешают тому, чтобы ценить в детях в первую очередь достоинства, а не недостатки;

- постарайтесь понять, почему ребенок плохо себя ведет. Возможно, присмотревшись, вы заметите действительно важную причину. Ребенок капризничает в гостях, грубит взрослым, передразнивает – это, во-первых, повод уйти, во-вторых, какое-то время не ходить в гости. А в третьих, понаблюдать, нет ли среди взрослых того, кто провоцирует малыша и оказывает на него давление – «вежливо поздоровайся с гостями», «расскажи нам стихотворение», «не вертись, дети должны сидеть за столом смирно»?
КАК ИЗБЕЖАТЬ НАКАЗАНИЯ
- относитесь к ребенку как к ребенку, не ставьте его на один уровень с собой, признайте его психологическую незрелость и неумение правильно действовать во всех ситуациях;

- помните, что демонстрируя свое поведение, мы даем ребенку пример, которым он вооружится в воспитании своих будущих детей;

- если чувствуете, что вот-вот замахнетесь на ребенка, найдите в себе силы уйти в другое место и закройтесь там. Пять минут ребенок без вас сможет обойтись, а вы за это короткое время успеете справиться с раздражением;

- разберитесь с причинами своего гнева. Психологи считают, что гнев – вторичное чувство и имеет под собой какое-то первичное переживание. Многие мамы признаются, что не могут себя сдерживать из-за большой усталости и отсутствия помощи рядом. Придумайте, что можно сделать, чтобы эта помощь у вас была, чтобы вы получали свой отдых, а ребенок не страдал от того, чего не хватает вам;

- если вы раздражены, не сохраняйте олимпийское спокойствие и не делайте вид, что ничего не происходит. Говорите ребенку о своих чувствах в формате «я-сообщений». «Мне трудно ходить по полу, когда на нем разбросано столько игрушек» Или «мне сейчас очень стыдно и неприятно» – в ответ на детскую истерику в магазине;

- призывайте на помощь юмор. Самым действенным бывает не срываться на капризничающем и ноющем ребенке, а передразнить его или внезапно защекотать, повалить на кровать и начать бой подушками. Часто такой совершенно несерьезный метод снимает напряжение, переключает внимание ребенка, а главное, позволяет всем выплеснуть негативные эмоции в безопасной форме, когда никто ни на кого не поднимает руку.
КАК ИЗБЕЖАТЬ НАКАЗАНИЯ
50 ВОПРОСОВ ДЛЯ ИСКРЕННЕГО РАЗГОВОРА С ДЕТЬМИ.
Открытый вопрос отличается от закрытого тем, что на него нельзя ответить просто «да» или «нет». Именно открытые вопросы к ребенку стимулируют его к описанию своих чувств, оценке поступков, а родителю помогают лучше узнать и понять своего малыша. Искренний разговор полезен им обоим.
50 ВОПРОСОВ ДЛЯ ИСКРЕННЕГО РАЗГОВОРА С ДЕТЬМИ.
50 вопросов, на которых можно строить «разговор по душам» с ребенком.
1. Что для тебя самое удивительное?
2. Кто из твоих друзей, по-твоему, нравится мне больше всех? Почему?
3. Какая сумма карманных денег идеальна для тебя и как бы ты ею распорядился?
4. Расскажи мне о своем лучшем учителе.
5. Если бы джинн позволил тебе осуществить только одно желание, что бы ты выбрал и почему?
6. Когда тебе грустно, что поднимает тебе настроение?
7. Какое мое наказание ты посчитал действительно несправедливым? Почему?
8. Если бы ты мог изменить три вещи в себе, что бы это было?
9. О чем врут твои друзья своим родителям?
10. Какие качества должны быть у хорошего друга?
11. Расскажи мне о своей любимой игрушке, которая была у тебя, когда ты был маленьким.
12. Расскажи мне о каком-нибудь случае из твоего детства, о котором я не знаю.
13. Если ты испугался, какие мои слова тебя утешат?
14. Если бы ты мог украсить наш дом, как бы он выглядел?
15. Глядя на свои фото, как думаешь, когда ты был симпатичнее всего?
16. Как ты думаешь, что характеризует хорошего родителя?
17. Какое половое воспитание, по-твоему, дети должны получить в школе?
18. Какое совместное дело или событие в нашей семье в этом году было для тебя самым приятным?
19. В каком возрасте дети влюбляются?
20. Как ты думаешь, что находится за звездами?
21. Какую самую приятную вещь твой друг делал для тебя?
22. Назови 2 вещи, которые наша семья обязательно должна делать в выходные.
23. Страдают ли дети от развода родителей?
24. Кого ты считаешь самым опасным ребенком? Почему?
25. Веришь ли ты в рай? Если нет, то почему? Если да, то как ты его себе представляешь?
50 ВОПРОСОВ ДЛЯ ИСКРЕННЕГО РАЗГОВОРА С ДЕТЬМИ.
6. Если бы ты захотел завести необычное животное, кто бы это был?
27. Честность – всегда лучшая политика? Почему да и почему нет?
28. Какими своими достижениями в учебе, спорте и др. ты особенно гордишься?
29. Кем из своих друзей ты гордишься больше других? Почему?
30. Снился ли тебе сон, который тебя действительно напугал? О чем он был?
31. Опиши самое красивое место, которое ты когда-нибудь посещал.
32. Описывал ли ты меня своим друзьям?
33. Была ли в твоей жизни настоящая потеря? Если да, то расскажи мне о ней. Что ты чувствовал?
34. Как ты думаешь, ты живешь в опасном окружении? Почему?
35. Не считая нашу религию, какая еще религия тебе интересна? Почему?
36. Какова самая грубая (жестокая) вещь, о которой ты думаешь (знаешь)?
37. Кем из исторических личностей ты хотел бы быть?
38. Какой возраст подходит для вступления в брак? Почему?
39. Скажи мне три вещи, которые ты помнишь о детском садике.
40. Кто из ребят популярен в твоем классе? Что делает человека популярным?
41. Тебе когда-нибудь предлагали попробовать наркотики? Как ты отреагировал?
42. Если бы ты узнал, что твой друг украл что-то, что бы ты сделал?
43. Если бы ты мог поменяться жизнями с кем-либо, кто бы это был?
44. Представь, что ты будешь первым человеком, который встретит пришельца из космоса. Что ты почувствуешь, скажешь, спросишь?
45. Что бы ты сделал, если бы на день стал невидимкой?
46. Какие твои самые ранние воспоминания?
47. Боишься ли ты кого-то из наших соседей?
48. Тебе снился сон, который повторялся снова и снова? Если да, то опиши его.
49. Почему некоторые люди не любят животных?
50. Что бы ты делал, если бы выиграл большую сумму в лотерею?
50 ВОПРОСОВ ДЛЯ ИСКРЕННЕГО РАЗГОВОРА С ДЕТЬМИ.