Блог клуба - Старые фото

 ФЕНИКС   На связи с единомышленниками           

 Поддержка проекта 

Авторизуйтесь с помощью соцсетей и служб

Главная Клубы Старые фото Блог клуба - Старые фото
+2889 RSS-лента RSS-лента

Блог клуба - Старые фото

Администратор блога: Ирина
Филипп Кузьмич Миронов.
Филипп Кузьмич Миронов (14 (26) октября 1872 — 2 апреля 1921) — участник Японской, Первой мировой и Гражданской войн, советский военачальник, казак, командарм 2-й конной армии, прототип героя песни Игоря Талькова «Бывший подъесаул».


Родился в 1872 году на хуторе Буерак-Сенюткин, станицы Усть-Медведицкая Области Войска Донского в семье казака. Окончил церковно-приходскую школу и три класса гимназии, освоив остальной курс самостоятельно. В 1890—1894 годах проходил действительную военную службу, откуда, как один из лучших, поступил в 1895 году в Новочеркасское юнкерское казачье училище, успешно окончив его в 1898 году.

Уже в качестве офицера принимал участие в Русско-японской войне в составе 26-го Донского полка, где заслужил славу лихого казака, поскольку командовал сотней, которая ходила в тылы врага, а также четыре ордена, чин подъесаула и связанные с ним права личного дворянства. За принадлежность к революционному движению Миронов был уволен из войск в 1905 году. Был отчислен из Донского войска (с лишением чина подъесаула «за действия, порочащие звание офицера»).

Филипп Кузьмич Миронов.


Филипп Кузьмич Миронов. Дореволюционное фото.

В 1914 году пошёл добровольцем на фронт в составе 30-го Донского полка 3-й Донской дивизии, становится командиром разведывательной сотни этой дивизии (ему вернули звание подъесаула), производится в есаулы (март 1915) и войсковые старшины (январь 1916), награждён Георгиевским оружием. За последующие три года он был награждён ещё двумя орденами, дослужившись до звания войскового старшины (подполковника). С марта 1916 года помощник командира 32-го Донского полка по строевой части.

После Октябрьской революции 1917 примкнул к большевикам. Во время Гражданской войны командовал крупными войсковыми формированиями, включая 2-ю Конную армию. Пользовался весьма большой популярностью среди донского населения. Выступал против политики расказачивания и не получил поддержку Л. Д. Троцкого в вопросах взаимодействия с крестьянством. В сентябре 1918 года был награждён орденом Красного Знамени № 3, став одним из первых кавалеров.

Выступал против некомпетентного, по его мнению, военного руководства Троцкого. Узнав о циркулярном письме о расказачивании, видимо, фальсифицированном по инициативе Донбюро, в письме члену РВС Южного фронта Сокольникову Миронов пишет: «… пора разогнать политических авантюристов Донбюро, а вместе с ними и Троцкого из армии…». В сентябре 1919 года за самовольное выступление из Саранска с недоформированным Донским казачьим корпусом на Южный фронт против армии А. И. Деникина был арестован по приказу Троцкого С. М. Будённым и приговорён к расстрелу, но сам Троцкий остановил расстрел, затем Миронов был помилован ВЦИК.

На заседании Политбюро ЦК РКП(б) 23 октября 1919 года Миронову выражено политическое доверие и, позднее, поручено командование 2-й конной армией.

В 1920 году вступил в РКП(б). 12-14 октября 1920 года за разгром войск барона П. Н. Врангеля в завязавшемся Никопольско-Александровском сражении, за срыв намерений Пилсудского и Врангеля соединиться на правобережье Днепра и разгром конных корпусов генерала Н. Г. Бабиева и генерала И. Г. Барбовича Миронов был награждён почётным революционным оружием и орденом Красного Знамени. Участвовал в разгроме войск белых на Перекопе и изгнании из Крыма остатков белых армий.

Филипп Кузьмич Миронов.


Филипп Кузьмич Миронов.


В феврале 1921 года был арестован по ложному обвинению Дончека, когда неосторожно заехал в родную станицу (якобы его Вторая конная армия целенаправленно не разгромила армию Н. И. Махно, так как с 1919 года командиром корпуса у Махно служил родной брат Филиппа Кузьмича — Феофан Кузьмич, хотя, на самом деле, махновцы были разбиты, ушёл только сам Махно с небольшой группой приближённых). Убит часовым во дворе Бутырской тюрьмы при невыясненных обстоятельствах. Исследователи Р. А. Медведев и С. П. Стариков утверждали, что убит Миронов был по личному распоряжению Л. Д. Троцкого. Реабилитирован Военной коллегией Верховного суда в 1960 году «за отсутствием состава преступления».

Зять Миронова Александр Голиков был также арестован ВЧК, но впоследствии освобождён. Расстрелян в 1937 году.
Андрей Кудряков. День Лилии (лётчик-истребитель Лидия Литвяк). Рассказ.
Андрей Кудряков. День Лилии (лётчик-истребитель Лидия Литвяк). Рассказ.


Лидия Литвяк перед войной.


31 мая 1943 год.

06:00

Сна давно нет. Встаю. Это последний мой день на земле. Сегодня я точно погибну. Какой же будет моя смерть? Быстрой, как у Алексея три недели назад? Больной, как в марте, когда я, теряя сознание от рваных, осколочных ран, всё-таки смогла посадить самолёт? А может быть кто-то большой, светлый, чистый возьмёт меня на руки и унесёт в другой мир, где я опять увижу и папу, и своего Алешу, и командира Баранова, и друзей, которых отняла война. Сколько видела смертей, сколько раз встречалась с ней взглядом, и все равно ничего о ней я не знаю. И эта неизвестность пугает. Но страшно ли мне? Уже нет. Страшно было тогда, в начале мая, когда на моих глазах погиб Алексей, моя небесная любовь, мой муж. Страшно было доставать его по кровавым частям из обломков самолёта. Как я тогда не сошла с ума?! Если бы не моя Катюха, которая сейчас спит рядом со мной в нашей комнатке, я бы ни за что не смогла пережить смерть Алёши. Но, по правде, жить без него и сейчас не хочется. Скорей бы все кончилось. С сегодняшнего задания я точно не вернусь. Зря только волосы красила накануне, лучше бы маме письмо написала. Хотя, если он ждёт меня там, то нужно быть красивой.

Андрей Кудряков. День Лилии (лётчик-истребитель Лидия Литвяк). Рассказ.

Алексей Соломатин. Погиб 21.05.1943 года.


07:00

Завтрак в столовой. Повар сделал для меня яичницу и чашку ароматного американского кофе. Мне больше ничего не надо. Свой поджаренный хлеб с маслом отдаю Кате Будановой, она любит поесть. Обожаю время завтрака. В столовой шутки, смех. Все отдохнувшие, бодрые. И все ещё живы. Никто ещё не думает о том, что его ждёт сегодня. И я стараюсь не думать. Пью вкусный сладкий кофе и смотрю, как над нашим аэродромом встаёт яркое южное солнце. Золотыми лучами прожектор-солнце освещает донскую степь. Прожектор - солнце, так, наверное, мог сказать мой любимый поэт Маяковский.


Андрей Кудряков. День Лилии (лётчик-истребитель Лидия Литвяк). Рассказ.


Белые лилии.


От этих лучей бриллиантами маленьких огоньков зажигается блеск росы на траве, и вдруг становятся видны пробуждающиеся миллионы степных цветков. Жёлтые, красные, синие, они наполняют донские поля особым запахом. И где-то там, в сердце степи, у спрятанного между мохнатых седых камней родника растёт и мой цветок, белоснежная степная лилия. Это мой талисман. Ребята-техники нарисовали его на фюзеляже моего ЯКа. На удачу.


Андрей Кудряков. День Лилии (лётчик-истребитель Лидия Литвяк). Рассказ.



Лидия Литвяк и Екатерина Буданова. Подруги.


«Лидия Литвяк, Катя Буданова»,- шепчутся молодые лётчики, стеснялась подойти к нам и завести разговор. После того как наши фото стали печатать в газетах и журналах по всей стране, мы с Катюхой стали знаменитостями. Но меня эта популярность не радует. Да и не до неё сейчас. А молодых ребят-лётчиков жалко. Из прошлого пополнения, пришедшего в апреле, никого не осталось. Живут они один-два боевых вылета. Как мотыльки сгорают. Жалко…

07:20

Вышла покурить за здание столовой. Шанс побыть наедине с собой, такой редкий на войне. В молчании, затягиваясь дымом папиросы, я представляю, что все мои живы, просто сидят в столовой, смеются, громко обсуждают вчерашние вечерние танцы в нашем клубе. В одиночестве я продолжаю в мыслях разговаривать и с Алёшей, и с Барановым, и со всеми подружками, сгоревшими в небе над Сталинградом. Моё одиночество их оживляет. Сегодня, затушив окурок в пепельницу из обрезанной орудийной гильзы, я сказала своим живым-погибшим: «мы скоро встретимся».


Андрей Кудряков. День Лилии (лётчик-истребитель Лидия Литвяк). Рассказ.


Белая Лилия донского неба.


08:00

Собрались в штабе нашего 73 гвардии истребительного полка. Командир с дрожью в голосе подтвердил гибель комэска Гриши Буренко. Вчера он вылетел на сопровождение ПЕшок под Сталино и не вернулся. Уже ночью рассказали, как Вf 109 зашёл на вираже в хвост его ЯКу. Купола парашюта замечено не было. А значит Гриша, наш любимый, дорогой весельчак, певец, отважный, опытный командир уже никогда не вернётся. Комполка ставит боевые задачи. Таганрог, Снежное, Мариуполь, Сталино.

Лётчики склонились над своими картами, изучают маршрут. Командир подошел ко мне:

- Лидия, тебе сегодня задача самая сложная из всех. Сбить немецкий аэростат-наблюдатель у посёлка Елизаветинский. Знаю, что уже двоих потеряли на этом деле, но это приказ командарма. Сегодня «колбаса» должна лежать на земле. Готовится наступление, и немецкие наблюдатели не дают нам перебросить скрытно пехоту и танки. С этого аэростата наши позиции как на ладони. Возьми себе в пару кого хочешь, подготовься как следует, но сбить его нужно сегодня к вечеру.
Спойлер
Дживан Гаспарян.
Дживан Гаспарян — музыкант, композитор, мировая легенда и величайший мастер своего дела. Виртуозно владея армянским дудуком (народным духовым инструментом), он внес неоценимый вклад в развитие национальной музыки и культуры.

Семья Дживана Арамаисовича родом из Муша. Сам музыкант родился в деревне Солак в Армении в 1928 году. Рано потеряв отца и мать, будущий маэстро попал в приют. Не имея опоры и поддержки, он самостоятельно преодолевал трудности жизни.

Дживан Гаспарян.


Дживан Гаспарян (в первом ряду в центре).

Биография музыканта насыщенна и многогранна. С дудуком Дживан познакомился в 6 лет. Инструмент достался ему в подарок от Маргара Маргаряна, талантливого дудукиста. Не имея ни малейшего представления о музыкальной грамоте, маленький Дживан подбирал ноты на уровне интуиции. Он, будто бы чувствуя инструмент своей душой, шаг за шагом осваивал тонкости игры на дудуке.

Музыкальная карьера Дживана Гаспаряна началась в 1947 году с его первого серьезного выступления в Москве в составе армянской делегации на смотре мастеров искусств республик СССР. На концерте присутствовал Иосиф Сталин, который так сильно был покорен талантом молодого дудукиста, что презентовал ему на память часы.

Карьера музыканта развивалась стремительно. В 1956 году юноша получил свою первую награду за конкурсное исполнение на дудуке. Уже через 3 года, в 1959-м, он был удостоен первой золотой медали ЮНЕСКО, впоследствии он был награжден ею еще трижды. Одним из важнейших достижений в жизни маэстро стало звание народного артиста Армянской ССР, присвоенное в 1973 году.

Начиная с 1980 года о Дживане Гаспаряне заговорил весь мир. В 1988-м вышел в свет первый альбом, включивший в себя древнейшие баллады армянского народа. Мелодия дудука звучит и в фильме «Гладиатор», за вклад в который маэстро получил «Золотой глобус».

Многим талантливым музыкантам посчастливилось работать с маэстро. Среди них такие звезды, как Брайан Мэй, Ванесса Мэй, Борис Гребенщиков, Зара, Майкл Брук, Самвел Ервинян. Каждое музыкальное произведение с первых нот покоряло сердца слушателей. Самые запоминающиеся и любимые публикой — «Дудук и скрипка», «Плач сердца», «Повеяло прохладой», «Лезгинка».

Кроме того, Дживан Арамаисовича имел высшее экономическое образование, а также являлся профессором Ереванской консерватории. Множество музыкантов познавали таинство игры на дудуке под руководством мастера. Он передавал полученный опыт новому поколению и на протяжении жизни развивал национальную культуру Армении.

Дживан Гаспарян.


Дживан Гаспарян.


В руках талантливого артиста «абрикосовая палочка» превращалась в невероятный музыкальный инструмент. Лирическая мелодия звучала светло, умиротворенно и протяжно, вызывая неподдельные эмоции.

Дживан Гаспарян был женат единожды. Жена артиста Астхик Заргарян скончалась в 2017 году.

Супруги познакомились еще в молодости, оба работали в ансамбле песни и танца Татула Алтуняна. Это был удивительно крепкий союз, основанный на взаимной поддержке и уважении. Дживан и Астхик прожили вместе более полувека. У них родились две дочери — Нуне и Нарине. Одна связала жизнь с музыкой и стала пианисткой, другая — преподавателем английского языка.

Позже у музыканта родились внуки: Давид, Дживан и Сона. Дживан пошел по стопам деда и стал музыкантом-дудукистом.

Последние годы жизни Дживан Гаспарян провел в Армении и США. Он закончил преподавательскую деятельность и не давал концерты.


Дживан Гаспарян.


Дживан Гаспарян.


6 июля 2021 года все новостные сводки облетело трагическое известие — Дживан Арамаисович умер. Ему было 92 года. Причину смерти близкие не озвучили.

НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ.
НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ.

Никольская церковь.


В 1822 г. на углу Казанской улицы (ныне улица Серафимовича) и Николаевского переулка (ныне Халтуринский переулок) возвели церковь Святителя Николая Чудотворца. Она была небольшой, пятиглавой. Её старостой долгое время был известный в Ростове-на-Дону купец Иван Фёдорович Нефёдов (Михайлов), он выделял средства на работы по строительству и благоустройству храма.
В царствование императора Николая I встал вопрос о реконструкции храма. В 1854 году архитектор титулярный советник Лыков наконец разработал проект на "распространение" церкви и "генеральный план с её расположением", но понадобилось ещё два года, чтобы 27.09.1856 года этот проект был высочайше утверждён.
После окончания работ по "распространению" храма в 1860 г. в нём кроме Николаевского престола появились правый престол во имя Сретения Господня и левый престол во имя Успения Пресвятой Богородицы.

НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ.

Никольская церковь. Интерьер.


Эта каменная расширенная церковь с одноярусной звонницей над притвором имела в интерьере высокохудожественные росписи масляными красками. В 1895 г. при церкви сооружается двухэтажная церковноприходская школа.
Никольская церковь славилась не только в Ростове, но и далеко за его пределами своим знаменитым певческим хором. Послушать этот хор приезжали такие знаменитые певцы, как Л. Собинов и Ф. Шаляпин. Этот хор, правда, просуществовал лишь до 1912 года.

НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ.


Руины Никольской церкви.


Сразу после Октябрьской революции большевики начали проводить репрессивную политику в отношении Церкви.
Одной из первых жертв политики Советского государства в Ростове-на-Дону стал священник Никольской церкви отец Иоанн Талантов. В феврале 1918 года, когда батюшка совершал обряд венчания, в храм вломились революционные матросы. Священнослужитель повел себя очень достойно: благословил молодых, отдал им все имевшиеся при нем деньги (10 рублей), причастился, и вышел навстречу убийцам. Батюшку вывезли в район нынешнего Студенческого парка и там расстреляли.
Когда Красную армию выбили из Ростова офицеры-дроздовцы, прихожане нашли тело священника и захоронили возле Никольского храма. Но могила была утрачена, когда церковь уничтожили.


НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ.


Школа № 55, построенная на месте Никольской церкви.


В 1926 г. развернулась борьба "лояльных" к советской власти "обновленцев" за передачу им храма. Через год их "просьба" была удовлетворена, а ещё через пару лет они вынуждены были согласиться на закрытие храма. В 1936 году храм был вообще разрушен, и на его фундаменте вскоре была построена общеобразовательная школа № 55. Так оборвалась в Ростове жизнь храма одного из самых почитаемых на Руси святых.

НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ.

Памятная доска на стене школы № 55.
Театр особой судьбы (театр-трактор).
В центре города Ростова-на-Дону стоит здание театра, давно ставшее не только его эмблемой, но и… притчей во языцех, т.к. в народе его прозвали «ТРАКТОР». В начале прошлого века наш город как только не называли - и «воротами Кавказа», и «городом ветров», а вот с 1935 года стали уточнять: «Это там, где «трактор»?

Театр особой судьбы (театр-трактор).

Строящийся театр им. Максима Горького.


Задумали же строить театр в 1929 году. По переписи населения в Ростове и Нахичевани в то время проживало более 308 тыс. человек. Но такой большой краевой центр не имел здания театра. «То помещение, над которым красуется вывеска: театр имени А.В. Луначарского, пригодно для какой угодно цели, только не для театра» - свидетельствовали очевидцы. «Больше всего это помещение напоминает предбанник семейной бани или вход в шашлычную» - таково было их мнение.

И Северо-Кавказский крайисполком постановил: «Считать необходимым срочно приступить к постройке театра в г. Ростове», решив, что строительство театрального здания является первостепенной задачей. Стремление ростовчан поддержали в столице. В конце 30-х возникла насущная потребность серьезного преобразования театрального искусства. В Москве уже стали понимать, что «выработалось высокомерное, «олимпийское!» отношение к театральной провинции: плохо, мелко, неинтересно…». Отмечали, что «это идущее от дореволюционных традиций высокомерие укоренилось довольно глубоко и вредит в первую голову той же столице, мешает ее обогащению талантливыми актерами и даже режиссерскими силами провинции».
Появились даже призывы «Перенести культурную столицу в Ростов»!..

И с революционным максимализмом и пламенным энтузиазмом порешили построить в Ростове не просто театр, а самый большой («больше Большого») и не только в стране Советов, а и всего мира. Самый оригинальный («мощный комбинат театрального искусства»), самый масштабный («здание и его планировка должны обеспечить полную возможность постановки в театре большого индустриализированного спектакля, наиболее мощно и ярко отражающего установки революционного искусства») и, конечно же, самый красивый!!!

Вообще предполагалось на базе театра создать Международный Экспериментальный Театральный Центр, «чтобы дать возможность использовать новую сцену для художественных экспериментов всем тем мастерам, которые ищут новых путей развития советского театра».
То есть намечали основать некую экспериментальную театральную лабораторию, где бы решались многие творческие задачи. Среди них «формирование новой эстетики, нахождения языка, на котором необходимо разговаривать с новой публикой».
Так что возникла не просто идея-фикс, а содержательная тенденция, пронизывающую всю театральную атмосферу России.


Театр особой судьбы (театр-трактор).


Тетр в лесах.


В те годы сказано – сделано! Сначала объявили в стране конкурс, в котором участвовало 25 проектов. Победил, однако, внеконкурсный, но зато самый оригинальный. Его авторы - архитекторы академик Владимир Щуко и профессор Владимир Гельфрейх. До сих пор поражает их мысль, ведь никогда и никому на нашей планете не приходило в голову соединить храм искусства с образом «автомашины для буксировки прицепных повозок или для тяги сельскохозяйственных орудий», т.е. трактора!

Но «ларчик» открывался просто… В 1929 году Совет труда и обороны принял постановление об организации машинно-тракторных станций - МТС. И вся страна жила этим событием. Почетность новой профессии всенародно подтвердил Матвей в художественном фильме «Дело было в Пенькове». А газеты были просто напичканы лозунгами типа: «Трактор-лучший агитатор за крепкий колхоз!», «Готовый трактор к косовице-новый удар по кулаку!», «Ходим по тракторам…»(о том, что надо сдавать утильсырье) и даже «Радио-тракторам»! Вот посему символом перемен, происходящих в стране, и стал трактор, «перепахивающий твердь вековых устоев». А по задумке В. Щуко и В. Гельфрейха, здание театра должно было «бороздить просторы театральной нивы»…

Далее возник вопрос: «Где взять средства на столь грандиозное строительство?». Предложения были самыми разнообразными: советовали горсовету… присоединиться «к резолюции кроватной фабрики «Десять лет Октября», которая предложила построить новый театр и назвать его «Театр памяти В. И. Ленина», для чего учредить акционерное общество для постройки, куда отчислять деньги из своего заработка». В ином случае «на постройку рабочего театра мастерская клуба совторгслужащих провела платный спектакль, чистый сбор с которого в сумме 136 рублей внесен в фонд постройки городского театра». И даже предлагалось на постройку нового театра изъять налог со спиртного…

И когда Наркомпрос утвердил сметы и планы, на так называемую ростово-нахичеванскую межу «пришли инженеры с астролябиями и, размерив на площади в два с половиной га строительные участки, приступили к работе».
Стройку объявили тоже Всесоюзной. В город стали съезжаться рабочие со всей страны. Были приглашены известные специалисты по работе с мрамором, мастера по шлифовке камня...
КИНОХРОНИКИ. РОСТОВ-НА-ДОНУ 1918 И 1953 ГОДОВ.
Немецкая документальная хроника г. Ростов на Дону, 1918 г.
(цветная версия).
Колоризация: В.Малик.



Видовой фильм "Ростов-на-Дону - 1953 год" снят ростовскими кинематографистами в 1953 году на Ордена "Знак Почёта" Ростовской киностудии режиссёром В. Василенко и кинооператорами Г. Аслановым и Г. Поповым. Теперь это уникальные кадры нашей истории, созданные и сохранённые для нас донскими кинематографистами в далёком 1953 году.

Великий русский певец Фёдор Шаляпин посещал Ростов-на-Дону.
Автор текста Георгий БАГДЫКОВ.

Фёдор Иванович Шаляпин посещал Ростов не раз. Он с успехом выступал в нашем городе. Но не всегда ростовские журналисты были к нему благосклонны.


Великий русский певец Фёдор Шаляпин посещал Ростов-на-Дону.



Кстати, хочу заметить, что до октябрьской революции 1917 года наша пресса была довольно свободной. Нельзя было трогать определенные темы - религию, царя, осуждать государственное устройство. Все остальное дозволялось. Или дозволялась с оговорками.

В дореволюционных газетах вы можете встретить карикатуры на известных гласных, а городские головы Ростова и Нахичевани подвергались беспощадной критике, критиковались также нерадивые чиновники. Доставалось и актерам, певцам, музыкантам. В 1903 году немало критических строк было написано ростовскими корреспондентами и в адрес Фёдора Ивановича Шаляпина.

Недавно с ростовским краеведом Оксаной Мордовиной в галерее «Ростов» мы провели музыкальную лекцию о том, как развлекались ростовцы и нахичеванцы. Помимо всего прочего, к этой лекции Оксана нашла интересные дореволюционные заметки, рассказывающие о визите в наш город великого певца.

А знаете, за что критиковали Шаляпина? За высокие цены на билеты на его концерты.

Судя по газетным публикациям тех лет, мы можем сделать вывод, что первый приезд Фёдора Ивановича Шаляпина в наш город в мае 1903 года оказался скандальным. Правда, еще до приезда Шаляпина в Ростов, газеты уже пестрили обсуждениями предстоящего визита певца. Ростовские газеты, в частности, писали:

«Если Петербург может оплатить концерт Ф. И. Шаляпина шестью тысячами — то нам не по карману и 600 рублей. На самом же деле Шаляпин хочет взять с нас даже не столько, сколько с петербуржцев, а дороже во много раз. Там он поет целую оперу, и это обходится театру в 1200 рублей, а у нас не неся никаких расходов, кроме найма помещения и выпуска афиш, — он споет пять песенок и возьмет три с половиной тысячи... Это нелепо!»

Или вот такой забавный диалог был опубликован:

«-Конечно, идете на концерт Шаляпина?

-Нет.

-Нет? Вы шутите? Будет весь Ростов!

-Нисколько не шучу.

-Но почему же?

-Я не поощряю разврата.

-Позвольте! Я не о кафешантане говорю. А о концерте Шаляпина!

-И я о том же. Разврат выражается не только в поднятии ног. Разврат может быть и в поднятии цен на билеты...»

(газета «Приазовский край», 10 мая 1903 г.)

Незамедлительно в редакцию популярной газеты после публикаций стали приходить письма от ростовских почитателей таланта Шаляпина:

Великий русский певец Фёдор Шаляпин посещал Ростов-на-Дону.



«Шаляпин не заслуживает такого отношения со стороны печати…

Шаляпин едет к нам в расцвете сил и мощи своего таланта, и ростовцы должны его встретить с тем же восторгом, какой он встречает везде и всегда!..»

Несмотря ни на что, билеты раскупили в течение 2-3 часов. Концерт закончился бурей оваций и произвел неизгладимое впечатление на ростовского зрителя. После Ростова Шаляпин посетил Новочеркасск.

Меня же заметки тех лет заставили задуматься о том, что каждый зарабатывает, как может, а также о том, что критика бывает и несправедливой.
Михаил Петрович Девятаев.
Михаил Петрович Девятаев.


Михаил Петрович Девятаев родился 8 июля 1917 года в Торбеево Пензенской губернии, в семье крестьянина и был 13-м ребёнком в семье. По национальности мокшанин. В 1933 году окончил 7 классов, в 1938 году — Казанский речной техникум, аэроклуб. Работал помощником капитана баркаса на Волге.

В 1938 году Свердловским РВК города Казань призван в Красную Армию. Окончил в 1940 году Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К. Е.Ворошилова.

В действующей армии с 22 июня 1941 года. Боевой счёт открыл 24 июня, сбив под Минском пикирующий бомбардировщик Junkers Ju 87. Вскоре отличившихся в боях вызвали из Могилёва в Москву. Михаил Девятаев в числе других был награждён орденом Красного Знамени.

10 сентября 1941 года сбил Ju-88 в районе севернее Ромен (на Як-1 в составе 237 ИАП).

Михаил Петрович Девятаев.


Михаил Петрович Девятаев с женой.
Спойлер
Нестор Махно в Ростове был "товарищ Скромный".
Нестор Махно в Ростове был "товарищ Скромный".


Имя известного революционного деятеля Нестора Ивановича Махно связывают прежде всего с анархистским движением в Украине. Не столь широко известно, что Нестор Махно в 1918 году побывал на донской земле, приезжал в Ростов-на-Дону. И то недолгое время, что он провел здесь, оказалось ключевым в биографии будущего «батьки»: именно на Дону он принял решение продолжать борьбу за «анархию - мать свободы». Недаром целая глава воспоминаний Нестора Махно называется «Моя встреча с ростово-нахичеванскими и приезжими в Ростов анархистами».

В результате Брест-Литовского мирного договора, заключенного правительством большевиков с Германией, войска кайзера вошли на территорию Украины и стали стремительно продвигаться к Югу России. Было занято с боем Гуляй-поле, родина Нестора Махно.

Сам Махно, с братом Саввой Махно, Степаном Шепелем и еще несколькими сподвижниками прибывает в Таганрог, где остановился, чтобы разобраться в обстановке. Спасаясь от немцев и войск гетмана Скоропадского, в Таганрог прибывали отступавшие красноармейские части. Здесь расположилось и украинское большевистско-эсеровское правительство.

Повод заявить о себе у Нестора Махно появился практически сразу: в Таганроге по приказу украинского правительства была арестована известная анархистка Маруся Никифорова. Атаманшу обвинили в погромах и других жестокостях, совершенных бойцами ее отряда в Елизаветграде в марте 1918-го.

«Это ведь было время, когда Ленин и Троцкий разнуздались совершенно, разгромили анархистские организации в Москве, объявили поход против анархистов в других городах и селах», - описывает Нестор Махно тот политический момент.

Нестор Махно в Ростове был "товарищ Скромный".



Анархисты, которых в Таганроге скопилось немало (впридачу там действовала местная анархистская федерация), активно вступились за Никифорову. Весомости их аргументам прибавило прибытие в Таганрог бронепоезда под командованием анархиста Гарина. Бронепоезд стал на вокзале, так что здание суда оказалось под прицелом его пушек. Революционные судьи Марусю оправдали...

«Дело Никифоровой» стало первой размолвкой Нестора Махно с большевиками, которая вскоре переросла в открытое противостояние. Окрыленный успехом, он собственноручно написал листовку и несколько раз выступил на митингах под псевдонимом «товарищ Скромный» (оставшимся со времен царской каторги).

На Дон один за другими прибывают известные анархисты: Леша Марченко, Петя Лютый, Борис Веретельник, командир вольного анархобатальона матрос Полонский. Вместе с группой товарищей Нестор Иванович прибыл в Ростов.
Спойлер
С 8 МАРТА, ДОРОГИЕ ЖЕНЩИНЫ!
С 8  МАРТА, ДОРОГИЕ ЖЕНЩИНЫ!
Страницы: 1 2 3 > >>

Новости клубов

1 минуту назад
2 минуты назад
2 минуты назад
3 минуты назад
4 минуты назад
3 часа назад
6 часов назад