ФЕНИКС   На связи с единомышленниками           

 Поддержка проекта 

Авторизуйтесь с помощью соцсетей и служб

+2348 RSS-лента RSS-лента

Блог клуба - Старые фото

Администратор блога: Ирина
Иван Капленков, матрос крейсера "Варяг".
Иван Капленков, матрос крейсера "Варяг".


О том, что в нашем городе когда-то жил матрос легендарного крейсера «Варяг», и память о нем не затерялась в буре революций и войн XX века, напомнила его дочь Мария Ивановна Можейко. Она прислала в декабре 2003 года письмо в редакцию городской газеты "Вечерний Ростов", сетуя на то, что пришел в аварийное состояние памятник на могиле ее прославленного отца. В ситуации тогда же, в декабре 2003-го, разбирался корреспондент «Вечернего Ростова».

Иван Ефимович Капленков был единственным ростовчанином, который служил на легендарном крейсере. Он родился в Пензенской губернии в 1880 году, в крестьянской семье. Рано остался без отца. Воспитывался в семье родного дяди.
По достижении призывного возраста (21 год) Иван Капленков пошел служить Вере, Царю и Отечеству. Рослый крепкий голубоглазый парень был определен на флот (срок службы на царском флоте равнялся семи годам). Попал служить на крейсер «Варяг».
В ночь на 27 января (9 февраля по новому стилю) 1904 года Япония без объявления войны напала на Россию. В нейтральном корейском порту Чемульпо в тот момент находились крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». Они стали первыми объектами атаки японцев, и приняли неравный бой с целой эскадрой. После окончания сражения и затопления крейсера он вместе с оставшимися в живых моряками был принят на борт крейсера «Паскаль» французского флота.
Некоторое время французы держали русских моряков под охраной в Порт-Саиде, а затем экстрадировали в Россию.

Родина встретила моряков «Варяга» как героев. Им был устроен прием в царской резиденции, где император Николай II самолично прикрепил на грудь каждого матроса (в том числе Ивана Капленкова) по Георгиевскому кресту. Потом был дан обед в честь моряков «Варяга» и «Корейца», причем весь огромный царский сервиз, стоявший на столе, был раздарен участникам обеда в качестве памятных подарков.
Помимо части сервиза, у Ивана Капленкова осталась царская благодарственная грамота, а также именные часы. Всем морякам император назначил пожизненное денежное содержание. А желающие могли уйти с военной службы «на гражданку».
Так и поступил Иван Капленков. Домой он возвращаться не стал, а приехал в Ростов-на-Дону, где жила его невеста Екатерина Кондратьевна - коренная ростовчанка. Сыграли свадьбу. Дом Капленковых находился на так называемой «меже» - границе между Ростовом и Нахичеванью, примерно на том месте, где сейчас возвышается здание «Атомкотломаша».
У Капленковых родились две дочери. Младшая, ныне проживающая в Ростове Мария Ивановна Можейко - появилась на свет в 1923 году...

Иван Капленков, матрос крейсера "Варяг".


Крейсер "Варяг".

После революции победивший пролетариат старался изжить все, что было связано с «проклятым царизмом». Было приказано забыть и подвиг моряков «Варяга». Сам Капленков не старался напоминать об этом властям. Он работал скромным служащим объединения «Швейтриксоюз», занимавшимся торговлей швейными и трикотажными изделиями.
Но советская власть Капленкова не забыла. В 1931 году он был арестован по «той самой» 58-й статье Уголовного кодекса (антисоветская пропаганда) и сослан в Архангельскую область, в лагерь, расположенный в поселке Котлас. После обыска в его доме были изъяты именные часы и царская грамота. Их так и не вернули.
Бывшего моряка «Варяга» освободили в 1934 году (разгар репрессий был еще впереди). Капленков вернулся в Ростов. Пережил оккупацию, которая добавила еще одну беду: на работы в Германию была угнана его дочь Мария.
Семья воссоединилась после войны. И в это же время кардинально изменилась позиция советской власти по отношению к славным воинским традициям России.

В 1946 году писатель Александр Николаевич Степанов удостаивается Государственной премии СССР за историческую дилогию «Порт-Артур», в которой рассказывается и о подвиге моряков «Варяга». А в Ростове вспомнили, что здесь проживает единственный моряк, служивший на легендарном крейсере. Ивана Ефимовича стали приглашать в школы, училища, чтобы он выступал перед молодежью в целях патриотического воспитания.
Сохранилась фотография, где Иван Капленков встречается с курсантами ростовской «мореходки» вместе с другим героем-ростовчанином: Алексеем Берестом, участником водружения Знамени Победы над поверженным рейхстагом в 1945 году...
В 1953 году, в канун 50-летней годовщины подвига «Варяга», в Ростов в гости к И.Е. Капленкову приезжал писатель Александр Степанов. Они долго беседовали, Степанов что-то записывал. Капленков отдал тогда писателю свои дневники и личные бумаги, оставшиеся с «Варяга».
Иван Ефимович Капленков ушел из жизни 30 декабря 1954 года. Его похоронили на Братском кладбище. На могиле поставили обелиск.

В 2003 году, когда приближалось столетие сражения в Чемульпо, и «Вечерний Ростов» написал о том, что памятник ростовчанину, служившему на «Варяге», сильно обветшал и пришел в аварийное состояние, вопрос о возведении нового мемориала на могиле матроса Ивана Капленкова рассматривался на городском Попечительском совете по сохранению достопримечательных мест. Новый памятник был сделан в мастерской «Родос» (руководитель Ю. Д. Сыркин).

Иван Капленков, матрос крейсера "Варяг".


Могила Ивана Ефимовича Капленкова.

На торжественном открытии с гордостью говорили о том, что далеко не в каждом городе России есть мемориал, связанный с подвигом «Варяга». Этот памятник стал городской достопримечательностью, его фотографии публикуются в краеведческих книгах о нашем городе.

Александр ОЛЕНЕВ (по материалам публикаций в газете "Вечерний Ростов").

От некоторых ростовчан слышала, что в Ростове-на-Дону, на Новом поселении, жил ещё один матрос с "Варяга" - гальванёр Тихон Михайлович Харцызов. К сожалению, о нём ничего узнать не удалось, кроме того, что он числится в списке экипажа "Варяга".
22 ИЮНЯ ДЕНЬ ПАМЯТИ И СКОРБИ.
Сергей Шевкуненко Митя Поляков из «Кортика»
Сергей Шевкуненко  Митя Поляков из «Кортика»


Сергей получил роль героического пионера Мити Полякова в трилогии «Кортик».Однако в жизни он предпочел путь криминала. В 13 лет Шевкуненко состоял на учете в детской комнате милиции и имел серьезные проблемы с алкоголем, а в 16 лет получил свой первый срок — за избиение из хулиганских побуждений.Сергей погиб в 35 лет. Киллер ворвался в их с матерью квартиру и расстрелял обоих. Преступление так и не было раскрыто.
Анастасия Вертинская
Анастасия Вертинская


Уже в 1961 году Анастасия получает заметную роль – она играет Ассоль в фильме «Алые паруса» будучи старшеклассницей. Правда, если искренность и простота помогли сыграть ее первую роль, то озвучка юной актрисе не удалась, поэтому мы слышим чужой голос в звуковой дорожке фильма (это голос актрисы Нины Гуляевой). Вертинская ненавидит свою первую роль, считая ее абсолютно непрофессиональной.
Генерал Павел Ренненкампф.
Генерал Павел Ренненкампф.


В России среди высших военачальников периода Первой мировой войны едва ли найдется имя одиознее, чем имя генерала Ренненкампфа. Именно этому человеку, пользовавшемуся безупречной репутацией и имевшему всеми признанные большие заслуги накануне и в начале войны, в последующем были предъявлены обвинения, несовместимые не то что с честью офицера, но и добрым именем гражданина.

Павел Карлович Ренненкампф родился 17 апреля 1854 года в семье потомственных дворян Эстляндской губернии. В шестнадцать лет он поступил на службу в 89-й Беломорский пехотный полк унтер-офицером, откуда через пять месяцев был направлен в Гельсингфорсское пехотное юнкерское училище. В училище Павел с усердием осваивал военные науки, и за прилежание по выпуску портупей-юнкер был награжден книгами генерала М. И. Драгомирова «Подготовка частей к бою» и трудом В. И. Андрианова «Наставление для военно-глазомерной съемки».

Полковую службу Павел Карлович начал 20 июня 1882 года. Через год был произведен в корнеты, а еще через три — в поручики. В 25 лет штабс-ротмистр Ренненкампф поступил в Николаевскую академию Генерального штаба и на третьем году обучения был произведен в ротмистры.

Окончив академию по первому разряду, П. К. Ренненкампф был причислен к Генеральному штабу и направлен для прохождения службы в Варшавский военный округ обер-офицером для поручений при штабе 14 армейского корпуса. В 1884 году он прошел цензовое командование ротой, а в последующие годы исполнял должности офицера для поручений при штабе Казанского военного округа, старшего адъютанта штаба Донского войска, начальника штаба Осовецкой крепости, начальника штаба 14-й кавалерийской дивизии.

Однако в служебном списке Ренненкампфа далеко не все было гладко. Будучи командиром 36 Ахтырского драгунского полка, Павел Карлович «отличился» тем, что посягнул на казенный денежный сундук. Тогда командующий Киевским военным округом генерал от инфантерии М. И. Драгомиров предложил ему попросту убираться. Но сработали какие-то неизвестные связи, и он уехал в Сибирь, получив назначение на должность… начальника штаба войск Забайкальской области. В апреле 1890 года Ренненкампф был произведен в полковники, а ровно через 10 лет ему, в возрасте 46 лет, было присвоено воинское звание генерал-майор.

Через несколько месяцев имя генерала Ренненкампфа стало довольно известным в России. Летом начались нападения китайцев на охрану и служащих Восточно-Китайской железной дороги. В предпринятом строительстве и занятии русскими Порт-Артура китайцы усматривали, с одной стороны, желание русских завладеть Маньчжурией, а с другой — угрозу сильно развитому в этой местности извозному промыслу. И к исходу второй декады июня 1900 года мятежные отряды китайцев захватили почти всю линию строящейся железной дороги, уничтожив не только находившиеся там мелкие гарнизоны, но также рабочих и служащих.
ДОКТОР ЕВГЕНИЙ БОТКИН.
ДОКТОР ЕВГЕНИЙ БОТКИН.


Доктор Евгений Боткин.

«Выстрелом в голову я прикончил его», – написал впоследствии Юровский. Он откровенно позировал и хвастался убийством. Когда в августе 1918-го попытались найти останки доктора Боткина, обнаружили лишь пенсне с разбитыми стёклами. Их осколки смешались с другими – от медальонов и образков, пузырьков и флакончиков, принадлежавших семье последнего русского Царя.

3 февраля 2016 года Евгений Сергеевич Боткин был причислен Русской Церковью к лику святых. За его прославление, само собой, ратовали православные медики. Многие оценили подвиг врача, сохранившего верность пациентам. Но не только это. Его вера была осознанной, выстраданной, вопреки искушениям времени. Евгений Сергеевич прошёл путь от неверия к святости, как хороший доктор идёт к больному, лишив себя права выбора – идти или нет. Много десятилетий говорить о нём было запрещено. Он лежал в это время в безымянной могиле – как враг народа, казнённый без суда и следствия. При этом именем его отца, Сергея Петровича Боткина, была названа одна из самых известных клиник в стране – он был прославлен как великий врач.

Первый врач империи.

И слава эта была совершенно заслуженной. После смерти доктора Пирогова Сергей Боткин стал самым уважаемым врачом Российской империи.

ДОКТОР ЕВГЕНИЙ БОТКИН.


Сергей Петрович Боткин, отец святого врача Евгения Боткина.

А ведь до девяти лет его считали умственно отсталым. Отец, богатый питерский чаеторговец Пётр Боткин, даже обещал отдать Серёжу в солдаты, как вдруг выяснилось, что мальчик не различает букв из-за сильного астигматизма. Выправив Сергею зрение, обнаружили в нём большой интерес к математике. По этой стезе он и собирался пойти, но неожиданно Император Николай I запретил принимать лиц недворянского происхождения на любые факультеты, кроме медицинского. Идея государя была далека от реальности и долго не просуществовала, однако на судьбе Сергея Боткина она отразилась самым счастливым образом.

Начало его известности было положено в Крымскую войну, которую Сергей Петрович провёл в Севастополе в медицинском отряде Николая Ивановича Пирогова. В 29-летнем возрасте стал профессором. Не достигнув сорока, основал Эпидемиологическое общество. Был личным врачом Императора Александра Освободителя, а затем лечил его сына, Александра Миротворца, совмещая это с работой в бесплатных амбулаториях и «заразных бараках». В его гостиную набивалось иной раз до пятидесяти больных, с которых врач не брал за приём ни копейки.
«Я НЕ УЗНАЮ ВОЙНУ, ПРО КОТОРУЮ СЕГОДНЯ ПИШУТ». Беседа с Александром Михайловичем Чернышовым – рядовым стрелком 2-й Гвардейской Таманской дивизии.
«Я НЕ УЗНАЮ ВОЙНУ, ПРО КОТОРУЮ СЕГОДНЯ ПИШУТ». Беседа с Александром Михайловичем Чернышовым – рядовым стрелком 2-й Гвардейской Таманской дивизии.


Александр Михайлович Чернышов.

Рядовой стрелок Александр Михайлович Чернышов, пережив голод и лишения в тылу, 18-летним юношей был отправлен на фронт. Долго ему воевать не пришлось, но проведенный год на фронте ветеран запомнил на всю жизнь.

– Александр Михайлович, расскажите, где вы были, когда началась война.
– Наша семья жила в городе Переславль-Залесский. Когда началась война, мне было 15 лет. Моих двух старших братьев и отца забрали на фронт, а я остался дома за старшего вместе с 13-летним братом и больной матерью.

«Я НЕ УЗНАЮ ВОЙНУ, ПРО КОТОРУЮ СЕГОДНЯ ПИШУТ». Беседа с Александром Михайловичем Чернышовым – рядовым стрелком 2-й Гвардейской Таманской дивизии.


Очередь за продуктами в военное время.

Когда началась война, в город пришла страшная голодовка, которая продолжалась до 1943 года. Всегда говорили, что ленинградцы во время блокады пережили страшный голод. Да, блокада – это ужасная вещь. Жителям блокадного Ленинграда было смертельно тяжело, но жители Переславль-Залесского страдали не меньше. Наш захолустный городок практически ничем не снабжался. Например, в Москве выдавали карточки, по которым можно было получить 400 грамм хлеба, также они предусматривали выдачу мяса, сахара и соли, но у нас в городе можно было получить только небольшой 300-граммовый кусок хлеба, в состав которого помимо муки входили картофельные очистки, какая-то шелуха, но и этому мы были рады. Рады потому, что была надежда, что поедим хотя бы хлеба. Провизия в наш город поступала с перебоями, потому что в городе не было железной дороги, которая бы его соединяла с Москвой. От самой крайней железнодорожной станции Берендеево до нашего городка было 25 километров. Зимой дорога настолько заметалась снегом, что ни человек, ни транспорт проехать не могли. Чистить дорогу во время войны было некому: все были на фронте. Муку для хлеба привозили примерно в девятых числах февраля, когда заносы были еще не такими сильными, и до конца марта, пока снег не начнет таять, больше ничего не поставляли. Порой по карточкам положенный хлеб не выдавали: нет муки, что сделаешь!

– Как же вы выживали эти два месяца?

– Когда хлеб все-таки появлялся в городе, мы вставали в 6 утра и под гимн «Вставай, страна огромная!» бежали занимать очередь, чтобы наконец-то получить спасительные 300 грамм хлеба. Чувство голода было настолько сильным, что не давало нам уснуть ни днем ни ночью. Летом 1942 года, я, как обычно, получив карточки, пошел за хлебом. Когда подошла моя очередь, я понял, что карточек у меня нет: видимо, их украли. Моему горю не было конца! Наша семья, состоящая тогда из трех человек, осталась на весь месяц без хлеба. Это стало настоящим горем и самым страшным испытанием в нашей жизни. Ведь пойти и сказать, что эти карточки были утеряны или кем-то украдены, я не мог. Мне бы никто не поверил – только бы обвинили в том, что я умышленно их спрятал и требую новые. Это время я вспоминаю с ужасом, потому что голод нельзя сравнить ни с какими испытаниями: болью, утратой или переживаниями. Голод превращает человека в зверя.
С ДНЁМ ПОБЕДЫ!
С ДНЁМ ПОБЕДЫ!
Русский солдат. Автор песни иеромонах Роман Матюшин.
Иван Антонович Леонов - единственный в мире лётчик, летавший на боевом самолёте без руки.
Иван Антонович Леонов - единственный в мире лётчик (занесён в Книгу рекордов Гиннесса), в годы Великой Отечественной войны летавший на боевом самолёте без одной руки.

Иван Антонович Леонов - единственный в мире лётчик, летавший на боевом самолёте без руки.


В 1943 году, при выполнении воздушной разведки и фотосъёмки расположения войск противника недалеко от города Орёл, самолёт лейтенанта Леонова был сбит, а сам пилот получил тяжелейшее ранение: вражеский снаряд раздробил ему плечевой сустав. Ивану Леонову было 20 лет. Военные медики спасли отважному лётчику жизнь, но левую руку, плечевой сустав и лопатку пришлось ампутировать.

Молодой офицер сумел при личной встрече убедить командующего 1-й Воздушной армией Михаила Громова в порядке исключения оставить его на лётной работе. Пилотируя «небесный тихоход» По-2, Леонов стал выполнять боевые задачи в качестве лётчика 33-й эскадрильи связи 1-й Воздушной армии: он вёл разведку, доставлял приказы, летал во вражеский тыл с грузами для партизан, совершив ещё 110 боевых вылетов…

* * *

Иван Антонович Леонов - единственный в мире лётчик, летавший на боевом самолёте без руки.


Леонов Иван Антонович с женой.


Иван Леонов родился 1 февраля 1923 года в деревне Моговка Шаблыкинского района Орловской области. В 1938 году Иван Леонов окончил 7 классов Молодовской неполной средней школы и поступил в ФЗУ в городе Брянске. Одновременно учился в Брянском аэроклубе Осоавиахима. Окончив в 1940 году ФЗУ и аэроклуб, работал в депо Брянск-1, затем на заводе «Красный Профинтерн» города Бежица. В апреле 1941 года Иван Леонов поступил в Армавирскую школу пилотов истребительной авиации и, окончив её по ускоренному курсу, был направлен на Забайкальский фронт в 56-й истребительный авиационный полк, дислоцировавшийся в Монголии.

В 1942 году, переучившись на самолёт ЛаГГ-3 в Подмосковье, Леонов совершил 10 боевых вылетов.

За время войны Ивана Леонова трижды считали погибшим. Первый раз это случилось в апреле 1942 года под Москвой.

Вскоре И. А. Леонов был направлен в город Арзамас для переучивания на самолёт Ла-5. По окончании учёбы он прибыл в город Щигры на Орловско-Курской дуге. Сопровождая штурмовики Ил-2 и бомбардировщик Пе-2, Леонов совершил 50 боевых вылетов. За это время он записал на свой счёт 7 самолётов противника, в том числе 5, сбитых им лично, и 2 - в групповых боях. 15 июля 1943 года в воздушном бою он получил тяжёлое ранение.

Много месяцев провел Иван Леонов в госпитале, развилась газовая гангрена в руке, и её пришлось ампутировать по самое плечо. Снаряд, перебивший руку, раздробил бронеспинку сиденья пилота, осколки которой впились в плечо и пробили лёгкое. Четыре самых крупных врачам удалось извлечь, а 12 - до сих пор носит в себе фронтовик.

Месяцы, проведённые в госпитале, Леонов не терял даром. Он хотел летать, однако управлять самолётом без руки ещё не удавалось никому. Его направили на корректировочный пост 1-й Воздушной армии, которой командовал прославленный лётчик Михаил Громов. Однажды на пост прибыл сам командарм, и Иван попросился летать. Громов опешил: «Ты же однорукий!». Леонов отрезал: «Был бы двурукий, Вас не просил бы». Командарм обещал подумать. Через неделю Леонов отправился в штаб армии и снова повторил свою просьбу. В тот же день командарм распорядился выделить ему для тренировок самолёт По-2, а через 5 суток устроить экзамен. Ещё в госпитале Иван разработал несколько приспособлений для управления сектором газа без левой руки. В тот же день Леонов впервые взлетел после долгого перерыва. И началась боевая работа, правда, теперь уже на По-2 в 33-й эскадрилье связи 1-й Воздушной армии: доставка печати на передовую, перевозка раненых, воздушные рейсы в тыл врага к партизанам. Этот период боевой истории И. А. Леонова подробно описан в книге командующего 1-й Воздушной армией генерала М. М. Громова «На земле и в небе».

В конце 1944 года, возвращаясь из вражеского тыла на небольшой высоте, Леонов попал под обстрел вражеских автоматчиков и был ранен в ногу. Чувствуя, что теряет сознание, Иван посадил самолёт на поле сразу за передовой. Наши бойцы на танке отвезли лётчика в медсанбат. Потом снова был госпиталь.

В полку его какое-то время считали погибшим. Именно в те дни в дивизию пришла выписка из Указа Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Леонову звания Героя Советского Союза. И кто-то из штабистов на бумаге начертал резолюцию: «Награда не вручена в связи с гибелью». Однако всё это выяснилось лишь через полвека. Указом Президента Российской Федерации от 16 февраля 1995 года Ивану Антоновичу Леонову было присвоено звание Героя Российской Федерации.

После ранения в ногу Леонов выбыл из лётного состава. Его перевели на работу в штаб 900-го Оршанского истребительного авиационного полка.

Иван Антонович Леонов - единственный в мире лётчик, летавший на боевом самолёте без руки.


В 1946 году он был демобилизован. Работал в системе «Трудовые резервы» воспитателем, директором ФЗО. В 1948 году ЦК ВЛКСМ направил И. А. Леонова на работу в Мценский, а затем Тельченский район Орловской области. Вернувшись в родные места, Леонов увлёкся мотоциклетным спортом и, несмотря на отсутствие руки, занимал призовые места на чемпионатах области по мотокроссу. Позднее стал судьей республиканской категории по этому виду спорта.

После переезда в город Бежицу И. А. Леонов снова работал в «Трудовых резервах» (1950 - 1966 годах). В 1959 году окончил Минский педагогический институт. С 14 декабря 1966 по 1 октября 1980 года работал в ДОСААФ преподавателем правил дорожного движения и устройства автомобиля. Впоследствии стал начальником областного автоклуба. В дальнейшем он вновь сменил местожительство, переехав в город Щекино, где преподавал в школе ДОСААФ. В последние годы преподавал в Тульском автотранспортном техникуме.

Иван Антонович Леонов - единственный в мире лётчик, летавший на боевом самолёте без руки.


И. А. Леонов ведёт активную воспитательно-патриотическую работу с молодёжью, систематически выступает в институтах, школах, воинских частях, на предприятиях, в средствах массовой информации. Он - член Тульского областного и городского Совета ветеранов войны и труда Вооружённых Сил и правоохранительных органов.

Помимо двух своих дочерей Иван Антонович и его супруга Нина Васильевна воспитали ещё 5-х приемных детей, родители которых погибли на войне.

Герой Российской Федерации И. А. Леонов награждён орденами Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, медалью «За отвагу», «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», многими другими медалями. Он - почётный гражданин Шаблыкинского района Орловской области, почётный член РОСТО. За уникальный подвиг и участие в боях на самолётах с одной рукой занесён в Книгу рекордов Гиннесса. Именем лётчика И. А. Леонова названы улицы в городе Орле и одном из посёлков в Шаблыкинском районе.

Иван Антонович Леонов - заядлый автолюбитель. Пишет книги воспоминаний, повести, рассказы, стихи. Увлекается пчеловодством и садоводством. Живёт в Туле. Является членом Союза писателей. Его перу принадлежат книга «Назван человеком из Легенды» (1998 - 1999) и сборник «Поэмы и стихи» (1999).

www.edfond.ru
Страницы: 1 2 3 > >>

Новости клубов

15 минут назад
1 час назад
Галина Кан пишет пост Маленький принц в блоге клуба НАСЕКОМЫЕ
1 час назад
1 час назад
2 часа назад
Ирина пишет пост Вишня. в блоге клуба Люблю Россию
3 часа назад
3 часа назад