ФЕНИКС   На связи с единомышленниками           

 Поддержка проекта 

Авторизуйтесь с помощью соцсетей и служб

+2333 RSS-лента RSS-лента

Блог клуба - Старые фото

Администратор блога: Ирина
«Я НЕ УЗНАЮ ВОЙНУ, ПРО КОТОРУЮ СЕГОДНЯ ПИШУТ». Беседа с Александром Михайловичем Чернышовым – рядовым стрелком 2-й Гвардейской Таманской дивизии.
«Я НЕ УЗНАЮ ВОЙНУ, ПРО КОТОРУЮ СЕГОДНЯ ПИШУТ». Беседа с Александром Михайловичем Чернышовым – рядовым стрелком 2-й Гвардейской Таманской дивизии.


Александр Михайлович Чернышов.

Рядовой стрелок Александр Михайлович Чернышов, пережив голод и лишения в тылу, 18-летним юношей был отправлен на фронт. Долго ему воевать не пришлось, но проведенный год на фронте ветеран запомнил на всю жизнь.

– Александр Михайлович, расскажите, где вы были, когда началась война.
– Наша семья жила в городе Переславль-Залесский. Когда началась война, мне было 15 лет. Моих двух старших братьев и отца забрали на фронт, а я остался дома за старшего вместе с 13-летним братом и больной матерью.

«Я НЕ УЗНАЮ ВОЙНУ, ПРО КОТОРУЮ СЕГОДНЯ ПИШУТ». Беседа с Александром Михайловичем Чернышовым – рядовым стрелком 2-й Гвардейской Таманской дивизии.


Очередь за продуктами в военное время.

Когда началась война, в город пришла страшная голодовка, которая продолжалась до 1943 года. Всегда говорили, что ленинградцы во время блокады пережили страшный голод. Да, блокада – это ужасная вещь. Жителям блокадного Ленинграда было смертельно тяжело, но жители Переславль-Залесского страдали не меньше. Наш захолустный городок практически ничем не снабжался. Например, в Москве выдавали карточки, по которым можно было получить 400 грамм хлеба, также они предусматривали выдачу мяса, сахара и соли, но у нас в городе можно было получить только небольшой 300-граммовый кусок хлеба, в состав которого помимо муки входили картофельные очистки, какая-то шелуха, но и этому мы были рады. Рады потому, что была надежда, что поедим хотя бы хлеба. Провизия в наш город поступала с перебоями, потому что в городе не было железной дороги, которая бы его соединяла с Москвой. От самой крайней железнодорожной станции Берендеево до нашего городка было 25 километров. Зимой дорога настолько заметалась снегом, что ни человек, ни транспорт проехать не могли. Чистить дорогу во время войны было некому: все были на фронте. Муку для хлеба привозили примерно в девятых числах февраля, когда заносы были еще не такими сильными, и до конца марта, пока снег не начнет таять, больше ничего не поставляли. Порой по карточкам положенный хлеб не выдавали: нет муки, что сделаешь!

– Как же вы выживали эти два месяца?

– Когда хлеб все-таки появлялся в городе, мы вставали в 6 утра и под гимн «Вставай, страна огромная!» бежали занимать очередь, чтобы наконец-то получить спасительные 300 грамм хлеба. Чувство голода было настолько сильным, что не давало нам уснуть ни днем ни ночью. Летом 1942 года, я, как обычно, получив карточки, пошел за хлебом. Когда подошла моя очередь, я понял, что карточек у меня нет: видимо, их украли. Моему горю не было конца! Наша семья, состоящая тогда из трех человек, осталась на весь месяц без хлеба. Это стало настоящим горем и самым страшным испытанием в нашей жизни. Ведь пойти и сказать, что эти карточки были утеряны или кем-то украдены, я не мог. Мне бы никто не поверил – только бы обвинили в том, что я умышленно их спрятал и требую новые. Это время я вспоминаю с ужасом, потому что голод нельзя сравнить ни с какими испытаниями: болью, утратой или переживаниями. Голод превращает человека в зверя.
С ДНЁМ ПОБЕДЫ!
С ДНЁМ ПОБЕДЫ!
Русский солдат. Автор песни иеромонах Роман Матюшин.
Иван Антонович Леонов - единственный в мире лётчик, летавший на боевом самолёте без руки.
Иван Антонович Леонов - единственный в мире лётчик (занесён в Книгу рекордов Гиннесса), в годы Великой Отечественной войны летавший на боевом самолёте без одной руки.

Иван Антонович Леонов - единственный в мире лётчик, летавший на боевом самолёте без руки.


В 1943 году, при выполнении воздушной разведки и фотосъёмки расположения войск противника недалеко от города Орёл, самолёт лейтенанта Леонова был сбит, а сам пилот получил тяжелейшее ранение: вражеский снаряд раздробил ему плечевой сустав. Ивану Леонову было 20 лет. Военные медики спасли отважному лётчику жизнь, но левую руку, плечевой сустав и лопатку пришлось ампутировать.

Молодой офицер сумел при личной встрече убедить командующего 1-й Воздушной армией Михаила Громова в порядке исключения оставить его на лётной работе. Пилотируя «небесный тихоход» По-2, Леонов стал выполнять боевые задачи в качестве лётчика 33-й эскадрильи связи 1-й Воздушной армии: он вёл разведку, доставлял приказы, летал во вражеский тыл с грузами для партизан, совершив ещё 110 боевых вылетов…

* * *

Иван Антонович Леонов - единственный в мире лётчик, летавший на боевом самолёте без руки.


Леонов Иван Антонович с женой.


Иван Леонов родился 1 февраля 1923 года в деревне Моговка Шаблыкинского района Орловской области. В 1938 году Иван Леонов окончил 7 классов Молодовской неполной средней школы и поступил в ФЗУ в городе Брянске. Одновременно учился в Брянском аэроклубе Осоавиахима. Окончив в 1940 году ФЗУ и аэроклуб, работал в депо Брянск-1, затем на заводе «Красный Профинтерн» города Бежица. В апреле 1941 года Иван Леонов поступил в Армавирскую школу пилотов истребительной авиации и, окончив её по ускоренному курсу, был направлен на Забайкальский фронт в 56-й истребительный авиационный полк, дислоцировавшийся в Монголии.

В 1942 году, переучившись на самолёт ЛаГГ-3 в Подмосковье, Леонов совершил 10 боевых вылетов.

За время войны Ивана Леонова трижды считали погибшим. Первый раз это случилось в апреле 1942 года под Москвой.

Вскоре И. А. Леонов был направлен в город Арзамас для переучивания на самолёт Ла-5. По окончании учёбы он прибыл в город Щигры на Орловско-Курской дуге. Сопровождая штурмовики Ил-2 и бомбардировщик Пе-2, Леонов совершил 50 боевых вылетов. За это время он записал на свой счёт 7 самолётов противника, в том числе 5, сбитых им лично, и 2 - в групповых боях. 15 июля 1943 года в воздушном бою он получил тяжёлое ранение.

Много месяцев провел Иван Леонов в госпитале, развилась газовая гангрена в руке, и её пришлось ампутировать по самое плечо. Снаряд, перебивший руку, раздробил бронеспинку сиденья пилота, осколки которой впились в плечо и пробили лёгкое. Четыре самых крупных врачам удалось извлечь, а 12 - до сих пор носит в себе фронтовик.

Месяцы, проведённые в госпитале, Леонов не терял даром. Он хотел летать, однако управлять самолётом без руки ещё не удавалось никому. Его направили на корректировочный пост 1-й Воздушной армии, которой командовал прославленный лётчик Михаил Громов. Однажды на пост прибыл сам командарм, и Иван попросился летать. Громов опешил: «Ты же однорукий!». Леонов отрезал: «Был бы двурукий, Вас не просил бы». Командарм обещал подумать. Через неделю Леонов отправился в штаб армии и снова повторил свою просьбу. В тот же день командарм распорядился выделить ему для тренировок самолёт По-2, а через 5 суток устроить экзамен. Ещё в госпитале Иван разработал несколько приспособлений для управления сектором газа без левой руки. В тот же день Леонов впервые взлетел после долгого перерыва. И началась боевая работа, правда, теперь уже на По-2 в 33-й эскадрилье связи 1-й Воздушной армии: доставка печати на передовую, перевозка раненых, воздушные рейсы в тыл врага к партизанам. Этот период боевой истории И. А. Леонова подробно описан в книге командующего 1-й Воздушной армией генерала М. М. Громова «На земле и в небе».

В конце 1944 года, возвращаясь из вражеского тыла на небольшой высоте, Леонов попал под обстрел вражеских автоматчиков и был ранен в ногу. Чувствуя, что теряет сознание, Иван посадил самолёт на поле сразу за передовой. Наши бойцы на танке отвезли лётчика в медсанбат. Потом снова был госпиталь.

В полку его какое-то время считали погибшим. Именно в те дни в дивизию пришла выписка из Указа Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Леонову звания Героя Советского Союза. И кто-то из штабистов на бумаге начертал резолюцию: «Награда не вручена в связи с гибелью». Однако всё это выяснилось лишь через полвека. Указом Президента Российской Федерации от 16 февраля 1995 года Ивану Антоновичу Леонову было присвоено звание Героя Российской Федерации.

После ранения в ногу Леонов выбыл из лётного состава. Его перевели на работу в штаб 900-го Оршанского истребительного авиационного полка.

Иван Антонович Леонов - единственный в мире лётчик, летавший на боевом самолёте без руки.


В 1946 году он был демобилизован. Работал в системе «Трудовые резервы» воспитателем, директором ФЗО. В 1948 году ЦК ВЛКСМ направил И. А. Леонова на работу в Мценский, а затем Тельченский район Орловской области. Вернувшись в родные места, Леонов увлёкся мотоциклетным спортом и, несмотря на отсутствие руки, занимал призовые места на чемпионатах области по мотокроссу. Позднее стал судьей республиканской категории по этому виду спорта.

После переезда в город Бежицу И. А. Леонов снова работал в «Трудовых резервах» (1950 - 1966 годах). В 1959 году окончил Минский педагогический институт. С 14 декабря 1966 по 1 октября 1980 года работал в ДОСААФ преподавателем правил дорожного движения и устройства автомобиля. Впоследствии стал начальником областного автоклуба. В дальнейшем он вновь сменил местожительство, переехав в город Щекино, где преподавал в школе ДОСААФ. В последние годы преподавал в Тульском автотранспортном техникуме.

Иван Антонович Леонов - единственный в мире лётчик, летавший на боевом самолёте без руки.


И. А. Леонов ведёт активную воспитательно-патриотическую работу с молодёжью, систематически выступает в институтах, школах, воинских частях, на предприятиях, в средствах массовой информации. Он - член Тульского областного и городского Совета ветеранов войны и труда Вооружённых Сил и правоохранительных органов.

Помимо двух своих дочерей Иван Антонович и его супруга Нина Васильевна воспитали ещё 5-х приемных детей, родители которых погибли на войне.

Герой Российской Федерации И. А. Леонов награждён орденами Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, медалью «За отвагу», «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», многими другими медалями. Он - почётный гражданин Шаблыкинского района Орловской области, почётный член РОСТО. За уникальный подвиг и участие в боях на самолётах с одной рукой занесён в Книгу рекордов Гиннесса. Именем лётчика И. А. Леонова названы улицы в городе Орле и одном из посёлков в Шаблыкинском районе.

Иван Антонович Леонов - заядлый автолюбитель. Пишет книги воспоминаний, повести, рассказы, стихи. Увлекается пчеловодством и садоводством. Живёт в Туле. Является членом Союза писателей. Его перу принадлежат книга «Назван человеком из Легенды» (1998 - 1999) и сборник «Поэмы и стихи» (1999).

www.edfond.ru
Александр Иванович Грисенко. Лётчик-истребитель, ростовчанин.
Александр Иванович Грисенко. Лётчик-истребитель, ростовчанин.


Родился 29 июня 1904 года в городе Ростове-на-Дону. Шестнадцатилетним юношей вступил в комсомол и добровольцем ушел в Красную Армию.
Воевал в Крыму и на Украине.
После окончания Гражданской войны вернулся в Ростов, где стал активным комсомольским деятелем.
Обладая недюжинными организаторскими способностями и врожденным актерским талантом, вместе с Мануэлем Большинцовым создал в Ростове комсомольский общественный театр (КОТ), а затем и первую в России негосударственную комсомольскую киностудию «Ювкинокомсомол».

Александр Иванович Грисенко. Лётчик-истребитель, ростовчанин.


Сыграл роль главного героя (политкомиссара Зорина) в первом полнометражном приключенческом фильме М. Большинцова «Приказ №…» о подвигах молодых ростовских подпольщиков. Он же был и помощником режиссера этого фильма. Фильм вышел на экраны в последний день 1926 года и с успехом прошел по всей стране, а М. В. Большинцов впоследствии стал известным советским кинодраматургом и режиссером, лауреатом Сталинской премии 1941 года. Сценарист фильмов «Ювкинокомсомола» Михаил Блейман впоследствии тоже стал известным кинематографистом – одним из создателей культового фильма «Подвиг разведчика». Одними из последних фильмов М. Ю. Блеймана были «Путь в Сатурн» и «Конец Сатурна».

В начале 30-х годов А. И. Грисенко переехал в Ленинград, где работал помощником режиссера на Ленфильме, но по партийной разнарядке командир взвода связи Грисенко вновь был призван в армию, окончил авиационное училище и уже в зрелом возрасте стал выдающимся летчиком-истребителем.

В 1938 году для капитана Александра Ивановича Грисенко началась вторая война: он едет летчиком-добровольцем в Китай сражаться против японских захватчиков. В Китае Грисенко командует авиаотрядом и лично сбивает четыре японских боевых самолета. За образцовое выполнение задания Родины в небе Китая А. И. Грисенко был награжден орденом Красного Знамени, и в самом конце 1938 года в чине полковника направлен командиром 2-го истребительного авиаполка в Особый Киевский военный округ.
За шесть лет с 1933 по 1939 год (из которых три года он был курсантом авиашколы) Александру Ивановичу удалось стать полковником, командиром авиационного полка. Для этого надо было быть действительно талантливейшим лётчиком и далеко не ординарной личностью.

Александр Иванович Грисенко. Лётчик-истребитель, ростовчанин.


В начале июня 1941 года А. И. Грисенко без приказа вышестоящего командования вооружил самолеты своего полка полным боекомплектом. Однако наказать полковника не успели: началась Великая Отечественная война.
Летчики Грисенко не дали застать себя врасплох, сами атаковали немецкие бомбардировщики, и за весь первый день войны полк не имел боевых потерь от налетов вражеской авиации. Так для Грисенко началась уже третья по счету война.
8 августа 1942 года в бою под Сталинградом самолет А. И. Грисенко был сбит, сам он получил тяжелые ранения и потерял левую ногу. Он научился ходить на протезе и, несмотря на инвалидность, добился в виде исключения возвращения в действующую армию.

Александр Иванович Грисенко. Лётчик-истребитель, ростовчанин.


В мае 1943 года полковник А. И. Грисенко вернулся на фронт, где командовал 304-й истребительной авиадивизией, преобразованной в 23-ю гвардейскую авиадивизию, а затем командовал 16-й гвардейской истребительной авиадивизией.
Уже к марту 1944 года он выполнил 60 боевых вылетов, принял участие в 27 воздушных боях, лично сбив 4 немецких боевых самолёта.
Боевые заслуги А. И. Грисенко были трижды отмечены орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-ой степени и многочисленными медалями.
После окончания войны А. И. Грисенко командовал Чугуевским военным авиационным училищем лётчиков.
В 1948 году во время землетрясения в Средней Азии попал под развалины и из-за полученных травм был вынужден выйти в отставку.
Проживал в Ростове-на-Дону.
Умер 16 июня 1969 года.
С 1980 года одна из улиц г. Ростова-на-Дону носит имя А. И. Грисенко.
С праздником 1 Мая!
С праздником 1 Мая!
Иван Михайлович Баканов (1810-1936 гг.).
Иван Михайлович Баканов (1810-1936 гг.).


Иван Михайлович Баканов (23 января (4 февраля) 1870 — 21 августа 1936) — русский иконописец, художник-миниатюрист, реставратор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), член Союза художников РСФСР с 1934 года.

Иван Михайлович Баканов (1810-1936 гг.).


Иван Михайлович Баканов родился 23 января (4 февраля) 1870 года в Палехе, потомственный иконописец. В 1880—1886 годах учился в мастерской Н. М. Сафонова (мастер В. А. Беляев). Работал у Сафонова. В 1897 году участвовал в реставрации фресок Благовещенского собора Московского Кремля.
В 1891 - 1895 годах был на военной службе, участник русско-японской войны 1904 - 1905 годов.
После войны руководил бригадой в Палехе, которая реставрировала фрески палехского Крестовоздвиженского храма, Новодевичьего монастыря в Москве, домовой церкви великой княгини Ксении в Москве, Княжеских палат в Костроме, церквей Новгорода и Владимира, Грановитой палаты.

Иван Михайлович Баканов (1810-1936 гг.).


В 1914 - 1918 годах преподавал иконопись в учебной мастерской Комитета попечительства о русской иконописи, Палехском художественном училище (1928–1936). Летом 1924 года начал расписывать изделия из папье-маше, был одним из учредителей Артели древней живописи.
Работал в монументальной живописи, иллюстрировал книги («Искусство Палеха» А. В. Бакушинского, 1934; «Палешане» Е. Ф. Вихрева, 1935), занимался росписью по фарфору. Тематика произведений: фольклор, литература, история, современная деревня, жанровые сцены.
С 1923 года участвовал в выставках. Работы хранятся во многих российских художественных музеях: ГМПИ, ГТГ, ГРМ, ВМДПиНИ, МНИ, ЗГИХМЗ, Ивановском ОХМ, НГХМ, Всероссийском музее А. С. Пушкина «Мойка 12», Государственном музее А. С. Пушкина (г. Пушкин), Государственном музее-заповеднике «Тарханы», ЦМР и др.

Иван Михайлович Баканов (1810-1936 гг.).


Портрет Ивана Михайловича Баканова работы И. Ф. Паликина.


Умер 21 августа 1936 года после продолжительной болезни, похоронен в Палехе. Улица, на которой жил Баканов, названа его именем.
Углич. Вид с Волги. 1984 г.
Углич. Вид с Волги. 1984 г.
Двое.
Двое.
Герой Советского Союза Захар Артёмович Сорокин.
Герой Советского Союза Захар Артёмович Сорокин.


Захар Сорокин родился в 1917 году на станции Глубокое, в Новосибирской области. В 1920-х годах семья Сорокиных переехала в город Тихорецк Краснодарского края. Там юноша окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал помощником машиниста паровоза и одновременно учился в аэроклубе. С 1937 года проходил срочную службу в Военно — Морском флоте. После окончания Ейского авиационного училища морских лётчиков, в 1939 году был направлен в истребительный авиационный полк ВВС Черноморского флота в Севастополь.

…Читать Захар Артёмович Сорокин научился сызмала, а вот по—настоящему подружился с литературой гораздо позднее — уже на пороге зрелости. Глотая книгу за книгой, ругал себя за упущенное время. Но так ли уж был он виноват перед самим собой ?!

Таёжное, далёкое от города село, где родился и вырос Захар, библиотеки не имело. Избу — читальню и ту открыли лишь в 1930 году. Позже, когда, перебравшись из Сибири на Кубань, стал работать на локомотиве помощником машиниста, не хватало времени. Жизнь в ту пору проходила на колёсах — из рейса в рейс.

В лётном училище Сорокин впервые явственно ощутил, сколь бедна его речь. Хотя всё, что преподавалось на занятиях, понимал, показать это в своих ответах не мог — говорил сбивчиво, коряво.

— Надо бы тебе, Захар, к книгам обратиться, — советовали друзья.

Ту же мысль, только в категорической форме, высказал командир.

Зачастил Сорокин в училищную библиотеку. Поначалу как бы «во исполнение приказа», но вскоре — по зову души. Книги увлекли, захватили, поглощали почти весь недолгий курсантский досуг. Их хозяйка, пожилая, хрупкая женщина, взяв на себя роль доброго и чуткого проводника в безбрежном мире «изящной словесности», сделала всё, чтобы он не сбивался с верного курса. Завидев Сорокина, выкладывала перед ним произведения о мужестве, о человеческой стойкости и благородстве.

Однажды предложила сборник рассказов Джека Лондона. Раскрыл Захар небольшой томик, который, судя по потрёпанному внешнему виду, перебывал уже у многих читателей, — и не смог оторваться, пока не перелистнул последнюю страницу. Особенно взволновал его рассказ «Любовь к жизни». В воображении сразу возникла картина, как через бескрайнюю снежную пустыню пробирается больной, умирающий человек. Из последних сил пытается доползти до большой реки, где должны быть люди. Его преследует волк, тоже погибающий от голода. Человек побеждает волей к жизни.

Рассказ этот Сорокин прочитал дважды. После отбоя долго не спал. Перед мысленным взором, как в калейдоскопе, сменяли друг друга наиболее яркие эпизоды. Мог ли Захар представить в тот вечер, что военная судьба уготовит ему испытание, которое окажется ещё труднее, ещё опаснее ?!

Герой Советского Союза Захар Артёмович Сорокин.

Страницы: 1 2 3 > >>

Новости клубов

1 минуту назад
4 минуты назад
7 минут назад
8 минут назад
9 минут назад
12 минут назад
12 минут назад