Призрак золотых россыпей

 ФЕНИКС   На связи с единомышленниками           

 Поддержка проекта 

Авторизуйтесь с помощью соцсетей и служб

Призрак золотых россыпей

Автор
Опубликовано: 2382 дня назад (19 августа 2014)
Редактировалось: 1 раз — 13 августа 2016
+5
: 5
Призрак золотых россыпей


Поиски сокровищ как на земле, так и на дне морей, интересовали все народы во все времена. Личный и материальный риск, приключения и опасности, которые встречаются во время поисков, окружают эти работы романтикой и таинственностью.
Роберт Девис

История подводного кладоискательства насчитывает века. С незапамятных времен призрак золотых россыпей в глубинах морей и океанов заставлял людей ввязываться в авантюры, рисковать жизнью, целиком посвящая ее раскрытию одной, но великой тайны клада... Романтики морской бездны, обуреваемые не только жаждой наживы, но и страстью к приключениям, в самом деле раскрыли тайны множества трагедий, случившихся на море. Эти люди вернули цивилизации уникальные реликвии, а попутно обогатились сами, причем стремительно. Истории об успешном поиске подводных кладов известны многим. Мы же освежим в памяти несколько неудачных попыток кладоискательства. Во всех случаях, о которых пойдет речь, золото по сей день лежит на дне и ждет своего первооткрывателя, а тот, весьма вероятно, сейчас читает эти строки...

Драгоценный "Гросвенор"
13 января 1782 года крупное судно "Гросвенор" вышло в море из Тринкомали. В трюмах корабля находилось золото и драгоценные камни на сумму около 2 млн. фунтов стерлингов. "Гросвенор" не первый раз совершал торговый рейс в Вест-Индию и никаких осложнений не ожидалось.
4 августа судно угодило в сильный шторм. Усилия капитана и команды оказались тщетны - спасти корабль не удалось. Его выбросило на скалы Пандоленда и разбило: корма оказалась вынесена на берег, а нос затонул. До ближайшего населенного пункта оставшимся в живых людям (всего на судне находилось 150 человек) пришлось идти десятки километров пешком. Содержимым трюмов погибшего "Гросвенора" заинтересовались через несколько лет после трагедии. Одну за другой предприняли ряд попыток поднять с него ценности, но безуспешно. Однако золото "Гросвенора" по-прежнему не давало покоя кладоискателям.
В 1904 г. в Йоханнесбурге был создан целый синдикат по подъему ценностей с останков "Гросвенора". Очередная экспедиция обнаружила части его корпуса на глубине около 10 м. Их занесло толстым слоем песка, поэтому с самого судна ничего достать не удалось. Зато поблизости нашли несколько пушек, множество осколков фарфора, монет и других предметов, представляющих антикварную ценность.
В 1906 г. родилось еще одно предприятие под названием "Синдикат гросвенор-ского золота". Его специалисты разработали интересный план: прорыть туннель под корпусом погибшего судна и получить доступ к его трюмам. Но этот план не был осуществлен из-за отсутствия средств. Так что сокровища "Гросвенора" остаются сокровищами в буквальном смысле - от слова "сокровенный", т.е. скрытый...

Призрак золотых россыпей


А было ли золото "Флоренции"?
По поводу гибели одного из галионов Непобедимой армады (1588 г.) существует по меньшей мере две устойчивые версии. Согласно одной из них, "Флоренция" отстала от боевого порядка кораблей и затонула в заливе Тобермори. На борту галиона якобы находилось золото и другие ценности на сумму около 2 млн. фунтов. По другой версии, выдвинутой самими испанцами, судно не погибло, а вернулось на родину; иными словами, оно как раз оказалось одним из кораблей армады, избежавших гибели. Есть мнение, что такая информация - от лукавого. Видимо, у испанцев имелись серьезные причины не предавать гласности подлинную судьбу галиона. И главная из этих причин - стремление сохранить в тайне факт наличия на его борту ценностей.
С 1665 по 1683 г. останки "Флоренции" дважды осматривали с помощью водолазного колокола. По словам одного из исследователей, Миллера, судно покоится возле берега "на расстоянии полета брошенного камня". Корма галиона лежит на грунте и ориентирована на северо-восток, нос направлен на юго-запад. Глубина залегания судна доступна ныряльщику-апноисту. В результате проведенных работ с галиона было поднято следующее: серебряный колокол, три якоря, кабестан оригинальной конструкции, два серебряных блюда, несколько монет, несколько орудийных ядер и ряд других предметов. Золота не нашли - как принято считать, из-за несовершенства подводного оборудования. Но, может быть, его действительно не было?

Бахомский галион
В 1681 - 1687 гг. Вильям Фипс, располагая подробными сведениями о месте гибели испанского галиона около Бахома, прилагал большие усилия, чтобы найти его останки. Вряд ли информация, имевшаяся в распоряжении Фипса, отличалась точностью: исследователю понадобилось несколько лет, чтобы обнаружить останки судна. Зато в итоге из его трюмов удалось извлечь 30 тонн серебра, много золота, жемчуга и других драгоценностей. Общая стоимость поднятого груза по тем временам составляла 300 тысяч фунтов стерлингов. Как будто бы здесь подводным археологам более делать нечего: галион обследован Бог весть когда, и все сокровища с него эвакуированы... Впрочем, все ли? Судно лежит на небольшой глубине, его обнаружил индеец-ныряльщик из второй экспедиции Фипса. Но качество водолазного снаряжения той эпохи вполне позволяет допустить, что ценности с борта галиона сняты далеко не все. Скорее всего, он представляет немалый интерес для современных дайверов-кладоискателей.

Потерянный приз
1702 год. Идет война за испанское наследство. Несколько лет испанцы не решались перевозить золото через океан на кораблях. Но другого пути не было, а потребность в золоте у государства, раздираемого противоречиями и обескровленного противостоянием с другими державами, постоянно росла. И вот 23 галиона под командой дона Мануэля де Ведаско вышли в океан. Атлантику они пересекли, но их ждала другая опасность - корабли англо-датского флота, которые блокировали Кодив. Под прикрытием 23 французских боевых кораблей испанские галионы дошли до бухты Виго и укрылись в ней. Однажды ночью на испанцев и их конвой напали англичане и датчане. Ожесточенный бой длился 30 часов. Погибло 24 корабля, в том числе 17 галионов. Из тех, что остались на плаву, англичане захватили самый крупный, нагруженный золотом, и отправили его в Британию как приз. Но у выхода из бухты он наскочил на риф и затонул на глубине около 30 м. Не теряя времени, англичане под огнем испанских батарей приступили к подводным работаvм, но сумели спасти лишь малую часть груза «золотых галионов», оцененного в 5 млн. фунтов.
С тех пор было сделано около 70 попыток поднять золото с затонувших галионов. Лишь немногие из этих попыток увенчались успехом. По мнению специалистов, на дне бухты Виго остаются огромные ценности, успевшие с тех пор стать легендой. Не дала результата и деятельность научного общества "Академик Сальвейдж Ко Лтд", созданного Д.Поттером в 1960 г. В его задачу входило изучение материалов по отдельным галионам и их поиск на дне бухты Виго. Как полагали некоторые исследователи, золото с испанских судов было перегружено на французские охранные корабли, которыми командовал адмирал Шито-Рено. Сторонники этой версии ссылаются на то, что по возвращении во Францию адмирал был произведен Людовиком XIV в маршалы - после проигранного сражения! Но даже если с этим согласиться, то, вероятнее всего, на французские корабли перегрузили только малую часть испанского золота. "Сухой остаток": останки испанских галионов, погибших в бухте Виго, по сей день хранят тайну стоимостью в миллионы долларов.

Золото под песком
Это случилось незадолго до начала англо-бурской войны. На один из старых кораблей, стоявших в заливе Делагоа, тайно погрузили 12 ящиков золота. Чтобы скрыть ценный груз от посторонних глаз, его засыпали 200 тоннами песка. После соблюдения необходимых формальностей судно вышло в Дурбан для ремонта. В дальнейшем оно должно было пересечь Атлантический океан и в Южной Америке выгрузить золотые слитки для продажи. Сей красивый план осуществить не удалось: у берегов Зулуленда корабль попал в шторм и, покинутый командой, разбился о риф. Попытки поднять с погибшего корабля слитки дважды предпринимал некто Холл. Он нашел судно на дне - оно развалилось на две части, причем, нос лежал на гораздо большей глубине, чем корма. Холл уже готов был приступить к детальному обследованию... но, сдерживаемый какими-то непонятными мистическими предчувствиями, не решился идти в трюмы судна. Более того, в дальнейшем он вообще отказался от золотоискательства. Таким образом, судно, лежащее у берегов Зулуленда, представляет немалый интерес для дайверов. Дюжина ящиков с золотом (извините за банальность) на дороге не валяется.

Тайна четвертого трюма
Голландский пароход "Тубантия" погиб в ночь с б на 7 марта 1916 г. на переходе из Амстердама в Буэнос-Айрес. Вероятная причина - попадание торпеды. В момент гибели парохода на его борту находилось 280 человек команды и 80 пассажиров, а в одном из трюмов - четвертом - золото на сумму около 2 млн. фунтов. В апреле 1922 г. останки корабля были обнаружены водолазами. "Тубантия" лежала на боку развалившаяся натрое. Несколько подводных экспедиций обследовали пароход, но золота не нашли. Тогда появилась версия, что его и нет. Пессимисты рассуждали логично: "Тубантия" тонула почти два часа, вся команда и пассажиры успели спастись на шлюпках - отчего же они не могли заодно погрузить и золото? Оптимисты возражали: но ведь гибнущее судно покинули в общей сложности 360 человек, так что погрузка золота не могла пройти незамеченной, а, между тем, ни один из свидетелей и участников трагедии ни словом о ней не упоминал. Как полагают отдельные эксперты, золото и сейчас покоится среди обломков несчастного корабля. Команда и тем более пассажиры попросту не знали о его наличии на борту. Оно перевозилось тайно и принадлежало, по некоторым сведениям, Германии. Поэтому о нем был информирован очень узкий круг лиц.


Тень "Чагоса"
В 1594 г. португальское судно "Чагос", тяжело груженное ценностями, вышло в море из колонии в Индии. Согласно архивным документам, на его борту находилось 2 млн. золотых дукатов весом 3,5 г каждый. Во время перехода на корабле разразилась эпидемия. "Чагос" превратился в плавучий госпиталь. Впрочем, "госпиталь" - не совсем удачное слово, ибо медицинская помощь на борту была налажена слабо. Люди болели и умирали в страшных мучениях. Поэтому, когда возле Азорских островов на "Чагос" напали три английских корабля, его команда была просто не в силах оказать достойное сопротивление. В итоге непродолжительного и, как свидетельствуют историки, вялого боя судно загорелось и затонуло - утащив с собой на дно Атлантического океана баснословные богатства, обнаружить которые никому не удалось по сей день. Великая "эпоха золотого галиона" увеличила золотой запас европейских государств почти впятеро на протяжении одного лишь XVI века. Но и на дно океана легли сотни судов, груженных драгоценностями. Уже в XVII столетии появились охотники за подводными кладами. И началась эпоха уничтожения реликвий, по которым специалисты могли бы точно восстановить историю мореплавания. Моральный аспект кладоискательства и сегодня представляет серьезную проблему в ряде стран, где у "черных археологов" возникают трения не только с законом, но и с наукой. И все же непоседы и отчаянные головы не переводятся. Их по-прежнему манят прибрежные воды острова Св. Елены, где лежат останки голландского корабля "Витте Лиув", ушедшего на дно в 1613 г. с золотом и 1311 бриллиантами в трюмах; дно бухты Ангра острова Терсейра, где покоятся, по приблизительным подсчетам, 88 кораблей разных эпох; акватория Азорских островов, где в 1591 г. затонул Серебряный флот... Словом, эпоха великих открытий продолжается. Она и не закончится, пока остается пытливый человеческий разум. Нас ждут новые сенсационные сообщения о кладах, отобранных у океана. Возможно, среди имен счастливчиков замелькают, наконец, имена наших соотечественников?

Источник: журнал "Подводный клуб" №4/2002
617 просмотров

Читайте также:

  • ЗАБРОШЕННЫЙ КРЫМ.КОРАБЛЬ-ПРИЗРАК.
    ЗАБРОШЕННЫЙ КРЫМ.КОРАБЛЬ-ПРИЗРАК.

    В Судаке, недалёко от мыса Меганом вот уже двадцать лет кряду ржавеет на отмели дизельный речной теплоход Князь Багратион. Что речной теплоход делает на морском берегу? Это долгая история. Кораб...

  • Призрак фонтана ! :-)
    Призрак фонтана ! :-)

    Фонтан "Торнадо", Подольск, пл.Еремеева. И я !

  • Призрак оперы
    Призрак оперы

    ]

  • «Бэйчимо» — неуловимый корабль-призрак
    «Бэйчимо» — неуловимый корабль-призрак

    SS Baychimo, 1931 Среди моряков ходит множество жутких легенд о кораблях призраках, которых считают предвестниками скорой гибели. Но доподлинная информация есть только об одном из них. Правда, он ...

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!