ФЕНИКС   На связи с единомышленниками           

 Поддержка проекта 

Авторизуйтесь с помощью соцсетей и служб

+1484 RSS-лента RSS-лента

Блог Ирины.

Автор блога: Ирина
Елена Моисеевна Ржевская.
Елена Моисеевна Ржевская.


Елена Моисеевна Ржевская родилась в Гомеле 27 октября 1919 года в семье юриста Моисея Александровича Кагана (1889—1966) и зубного врача Рахили Соломоновны Каган (урождённой Хацревиной, 1890—1967), уроженцев Витебска. Отец, из семьи купца 2-й гильдии, был председателем правления Всеукраинского государственного банка, затем работал в Наркомземе, после развода с первой женой (1941) был вторым браком женат на докторе медицинских наук, профессоре Белле Григорьевне Лейтес, заведующей организационно-методическим отделом Института ревматизма РСФСР.

В 1937—1941 годах училась в Московском институте философии, литературы и истории.
В октябре 1941 поступила на курсы военных переводчиков при Военном факультете иностранных языков КА г. Ставрополь Куйбышевской области. С января 1942 военный переводчик генштаба ГРУ. В апреле 1942 назначена военным переводчиком штаба 30-й армии Калининского фронта. На фронт попала под Ржевом (отсюда и псевдоним).
Участвовала в боях с немецко-фашистскими захватчиками на подступах к Москве. Служила в должности военного переводчика в составе штабов 30-й армии Западного фронта, 10-й гвардейской армии 2-го Прибалтийского фронта, 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта.

Участник штурма Берлина, гвардии лейтенант. В мае 1945 как военный переводчик в составе разведгруппы участвовала в обнаружении трупа Гитлера и расследовании по факту его самоубийства. Награждена орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями "За освобождение Варшавы", и "За взятие Берлина".
С 1943 года — член КПСС.
В 1948 году окончила Литературный институт имени А. М. Горького. Печатается с 1950 года. С 1962 года — член Союза писателей СССР.

Писать помогали фронтовые тетради, которые она вела на протяжении всей войны. Беглые заметки, обрывки диалога, зарисовки на ходу служили заготовками к рассказам. Вскоре сложился цикл рассказов "Под Ржевом”, который Елена Моисеевна отнесла в журнал. Но рукопись вернули: "Рассказы печальные. У вас быт войны, стоит ли его вообще описывать?” Так надолго оборвалась для нее тема войны. Она начала писать повести о жизни без войны, хотя и прослоенные войной: "На новом месте” (1955), "Спустя много лет” (1958). И только в 1961 году опубликовала сборник "Весна в шинели”, в который вошли преимущественно рассказы и записки Ржевской как военного переводчика. С тех пор она писала если не автобиографическую прозу, то по мотивам пережитого. Это ржевские повести: "Февраль – кривые дороги”, Ближние подступы”, “Ворошенный жар”. Повесть о довоенной Москве – "Знаки препинания”. И совсем уже личное повествование о Варшаве, о пути на Берлин – "Далекий гул”. В 1965 году вышла книга "Берлин, май 1945”. В нее вошли рассказы о Великой Отечественной войне и записки о последних днях битвы за Берлин, своеобразно сочетающие лирический дневник с документальным повествованием.
Герой России Иван Андреевич Флёров (1905-1941 гг.).
Герой России Иван Андреевич Флёров (1905-1941 гг.).


Родился Иван Андреевич Флёров 24 апреля 1905 года. Отец его работал счетоводом на Боринском сахарном заводе, мать была домохозяйкой. Кроме Ивана, в семье было еще пятеро детей: три сына и две дочери. Иван окончил местную земскую школу с Похвальным листом, показав особые успехи по арифметике. После школы работал в селе, а затем поступил учеником слесаря на Боринский сахарный завод, где работал отец.

В 1926 году Иван окончил школу ФЗУ в городе Липецке. Здесь же, как один из лучших выпускников школы, он некоторое время работал мастером производственного обучения. В 1927 - 1928 годах Флёров служит в рядах Красной Армии.

В 1933 году был призван на 45-дневные курсы офицеров запаса и с того времени остался в армии.

В 1939-1940 годах участвует в Финской войне. В 1940 году за проявленный героизм во время Советско-финской войны в боях у озера Суоярви награждён орденом Красной Звезды. После окончания войны стал слушателем Артиллерийской академии имени Дзержинского. Перед Флёровым открывалась блестящая карьера, но через год грянула Великая Отечественная.

В первые дни войны капитан Флёров по предложению начальника академии генерал-майора Говорова был назначен командиром первой в Красной Армии отдельной Первой экспериментальной батареи реактивной артиллерии. 3 июля батарея, вооружённая пятью опытными и двумя серийными боевыми машинами М-13-16 (позднее получившими название «Катюша») и одной 122-мм гаубицей, использовавшейся в качестве пристрелочной, была отправлена на Западный фронт.

Герой России Иван Андреевич Флёров (1905-1941 гг.).


«Памяти капитана Флерова». Художник Леонид Филатов.


Кроме того, в составе батареи было 44 грузовые машины для перевозки 600 реактивных снарядов М-13, 100 снарядов для гаубицы, шанцевого инструмента, трех заправок ГСМ, семи суточных норм продовольствия и другого имущества. Личный состав батареи составлял 160 человек (вышло из окружения к своим 46 человек). Напутствуя комбата, генерал Аборенков сказал: «Вам, капитан Флёров, доверяется величайшая военная и государственная тайна. Ваша часть станет родоначальницей нового рода войск, которому принадлежит большое будущее. В любых условиях, в любой обстановке враг не должен получить никаких данных об этом оружии. В безвыходном положении установки и боеприпасы следует взорвать».

Флёров заверил командование в том, что выполнит задание Родины. В сформированную батарею вошли взвод управления, три огневых взвода, взводы боепитания и пристрелочный, а также тыловые и обеспечивающие подразделения. Всего в ней насчитывалось 7 установок БМ-13 («Катюш»), около 50 различных машин и одна 122-мм гаубица (для предварительной пристрелки до проведения залпа реактивными снарядами). Личного состава в батарее было около 170 человек.

Первые залпы по врагу батарея Флёрова произвела в июле 1941-го года. В журнале боевых действий батареи появились записи: «14.7. 1941 г. 15 часов 15 минут. Нанесли удар по фашистским эшелонам на железнодорожном узле Орша. Результаты отличные. Сплошное море огня». «14.7. 1941 г. 16 часов 45 минут. Залп по переправе фашистских войск через Оршицу. Большие потери врага в живой силе и боевой технике, паника. Все гитлеровцы, уцелевшие на восточном берегу, взяты нашими подразделениям в плен...» А вот что сообщали немецкие газеты: «Русские применили батарею с небывалым числом орудий, снаряды фугасно-зажигательные, но необычного действия... Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют: огневой налет был подобен урагану».

После залпов в районе Орши последовали удары по немцам под Ельней, Рославлем, Спас-Демянском. Новость о новом оружии, которое ласково окрестили «Катюшей», быстро облетела советские войска. Батарея Флёрова не только наносила немалый материальный урон немцам, она способствовала и поднятию боевого духа у наших солдат и офицеров, измотанных непрерывными отступлениями. Это хорошо понимали и гитлеровцы, устроившие за батареей настоящую охоту. Как только им удавалось засечь ее местонахождение, они сразу же посылали туда танки и авиацию. Но батарея не задерживалась долго на одном месте - дав залп, сразу же меняла позицию.

На поворотной раме каждой боевой машины был установлен особый железный ящик — якобы для ветоши. На самом деле внутри находилась мощная мина–фугас. В случае реальной угрозы окружения секретного подразделения его командир должен был самоуничтожиться вместе с техникой.

Такой трагический момент наступил 7 октября 1941 года под деревней Богатырь Вяземского района Смоленской области. Отважные ракетчики взорвали машины, а сами с боем прорвались к своим. В этом бою смертью храбрых пал командир первой нашей ракетной батареи. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 ноября 1963 года Иван Андреевич Флеров посмертно был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

Но где могила Ивана Флёрова? По словам руководителя клуба «Поиск» по ходу работы в архивах, встреч с фронтовиками удалось разыскать нескольких солдат, сержантов и офицеров батареи Флёрова. С их помощью был восстановлен ее боевой путь.
Вот что происходило в так называемом Спас–Деменском «котле». Враг рвался на восток. Геройски сражались наши войска, но силы были неравными. Мощным ударом танковых и механизированных дивизий со стороны Рославля и Духовщины немцы прорвали нашу оборону, заняли Спас–Деменск, Юхнов и 6 октября соединились в Вязьме. Наши части в районе Смоленска и Ельни оказались в окружении.

Батарея капитана Флёрова была отрезана. Гвардейцам пришлось вести тяжелые машины по бездорожью, по лесам и болотам. Они прошли по вражеским тылам более 150 километров (от Рославля мимо Спас–Деменска на северо–восток). Капитан сделал все возможное для того, чтобы спасти батарею и прорваться к своим. Когда подошло к концу горючее, он приказал зарядить установки, а оставшиеся ракеты и большинство транспортных машин взорвать. В колонне остались боевые установки и 3 — 4 грузовика с людьми.
Неподалеку от поселка Знаменка капитан остановил колонну на опушке и выслал на машине разведку. Вскоре та доложила, что путь свободен. Флеров приказал разведчикам следовать впереди колонны на расстоянии не более километра и в случае опасности немедленно подавать сигнал. Когда стемнело, машины с погашенными фарами вплотную шли одна за другой. Вокруг было тихо. Но вдруг поле озарилось вспышками выстрелов. Вражеская засада намеренно пропустила машину разведчиков и всей мощью обрушилась на колонну ракетчиков.

Фашисты стремились любой ценой захватить батарею, чтобы разгадать секрет нового советского оружия. Флёров и его подчиненные вступили в смертельный бой. Пока одни отбивались от врага, другие бросились к боевым установкам. Под шквальным огнем они взорвали машины. Многие из них, в том числе и капитан Флёров, героически погибли. Оставшиеся в живых с боем оторвались от гитлеровцев и перешли линию фронта.

После боя немцы, осмотрев место, сняли с убитых награды, оружие, забрали документы. Хоронили их местные жители в районе деревни Богатырь — недалеко от большака Вязьма — Юхнов. Один из участников этих событий остался жив, прошел войну и каждый год 9 Мая приезжал на могилу своих однополчан, ухаживал за ней вместе с местными жителями.

После 1984 года такие поездки прекратились, многие сельские ветераны ушли из жизни. Заборчик, ограждающий могилу, сгнил и упал, место это запахали вместе с дорогой, которая шла через поле к деревне. Захоронение было утрачено.

В начале 1960-х годов Флёров представлялся на звание героя Советского Союза. Представление было подписано командующим Ракетными войсками и артиллерией Сухопутных войск маршалом артиллерии К. П. Казаковым. 14 ноября 1963 года указом президиума Верховного Совета СССР Иван Андреевич Флёров посмертно был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

21 июня 1995 года указом президента Российской Федерации (№ 619) за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне капитану Флёрову Ивану Андреевичу присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.
Жигуленко Евгения Андреевна — Герой Советского Союза, командир звена 46-го гвардейского женского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии, гвардии лейтенант.
Жигуленко Евгения Андреевна — Герой Советского Союза,  командир звена 46-го гвардейского женского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии, гвардии лейтенант.


Родилась Евгения Жигуленко 1-го декабря 1920-го года в Краснодаре.

Перед войной Евгения Андреевна училась в Дирижаблестроительном институте (ныне Московский авиационно-технологический институт) и окончила школу лётчиков при Московском аэроклубе.

В составе Красной Армии с октября 1941-го года. В 1942-м году окончила курсы штурманов при Военной авиационной школе пилотов и курсы усовершенствования лётчиков в городе Энгельс, который находится рядом с Саратовом.

На фронтах Великой Отечественной войны с мая 1942-го года по май 1945-го года.

Евгения Андреевна по числу боевых вылетов была на третьем месте среди всех лётчиц полка. Вот данные из книги Ирины Ракобольской и Натальи Кравцовой (Меклин) «Нас называли ночными ведьмами»:

Себрова Ирина командир звена 1004 боевых вылета
Меклин Наталья летчик (сначала штурман) 980
Жигуленко Евгения летчик (сначала штурман) 968
Вот цитата из книги Ирины Вячеславовны Ракобольской и Натальи Федоровны Кравцовой «Нас называли ночными ведьмами»:

У нас весь состав полка был женский. Летчики уже имели опыт работы, инженеры, старшие техники и большинство механиков также, а штурманы и вооруженцы были из вновь обученных девушек, пришедших по призыву комсомола. Были созданы две авиаэскадрильи (АЭ). Всего полк состоял из 115 человек.
Памяти погибшего экипажа атомной подводной лодки "Курск".
Авария АПЛ «Курск», или К-141, затонувшей 12 августа 2000 года в Баренцевом море, унесла жизни 118 моряков и стала второй по числу жертв в истории нашего подводного флота после войны.
Сергей Сергеевич Боткин.
Сергей Сергеевич Боткин.


Портрет Сергея Боткина. Художник И. Крамской.


Сергей Сергеевич Боткин (13 [25] декабря 1859, Париж, Вторая французская империя — 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский врач и коллекционер, старший сын Сергея Петровича Боткина.

Сын Сергея Петровича Боткина от брака с Анастасией Александровной Крыловой (рано умерла). Братья — Александр (морской офицер); Пётр (ок. 1865—1937; дипломат), Евгений (1865—1918; лейб-медик) и Виктор.

Сергей Сергеевич Боткин.


Сергей Боткин. Портрет Валентина Серова.


Окончил курс в Санкт-Петербургском университете и поступил в Военно-медицинскую академию. Оставленный по конкурсу при академии, изучал клиническую медицину в клинике своего отца С. П. Боткина.
В 1898 защитил диссертацию на тему «Влияние солей рубидия и цезия на сердце и кровообращение в связи с законностью действия щелочных металлов».

В 1888—1892 совершенствовался в зарубежных университетах под руководством Реклингаузена, Флюгге, Коха, посещал клиники Лейдена, Наунина и Гергарда.
Рашутин Григорий Дмитриевич (14.11.1908 - 19.12.1994 гг.). Герой Советского Союза.
Григорий Дмитриевич Рашутин родился 14 ноября 1908 года на хуторе Калач-на-Дону, ныне город Волгоградской области, в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1939 года. Когда ему было три года, отец увёз семью в Ростов-на-Дону в поисках заработка. Окончил семь классов неполной средней школы. В 1924 году поступил в Нахичеванскую-на-Дону школу фабрично-заводского ученичества. Затем работал слесарем-модельщиком на заводе «Кpасный Аксай» в городе Ростов-на-Дону.

Рашутин Григорий Дмитриевич (14.11.1908 - 19.12.1994 гг.). Герой Советского Союза.


В 1931-1939 годах проходил службу в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил курсы усовершенствования командного состава. После демобилизации вернулся на завод «Красный Аксай». После начала Великой Отечественной войны рвался на фронт. Обращался в райвоенкомат, райком и горком партии, но безуспешно. Его специальность была нужна в тылу, и ему дали бронь.
Матрос "Варяга" Иван Ефимович Капленков.
Матрос "Варяга"  Иван Ефимович Капленков.


О том, что в нашем городе когда-то жил матрос легендарного крейсера «Варяг», и память о нем не затерялась в буре революций и войн XX века, напомнила его дочь Мария Ивановна Можейко. Она прислала в декабре 2003 года письмо в редакцию городской газеты "Вечерний Ростов", сетуя на то, что пришел в аварийное состояние памятник на могиле ее прославленного отца. В ситуации тогда же, в декабре 2003-го, разбирался корреспондент «Вечернего Ростова».

Иван Ефимович Капленков был единственным ростовчанином, который служил на легендарном крейсере. Он родился в Пензенской губернии в 1880 году, в крестьянской семье. Рано остался без отца. Воспитывался в семье родного дяди.
По достижении призывного возраста (21 год) Иван Капленков пошел служить Вере, Царю и Отечеству. Рослый крепкий голубоглазый парень был определен на флот (срок службы на царском флоте равнялся семи годам). Попал служить на крейсер «Варяг».
В ночь на 27 января (9 февраля по новому стилю) 1904 года Япония без объявления войны напала на Россию. В нейтральном корейском порту Чемульпо в тот момент находились крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». Они стали первыми объектами атаки японцев, и приняли неравный бой с целой эскадрой. После окончания сражения и затопления крейсера он вместе с оставшимися в живых моряками был принят на борт крейсера «Паскаль» французского флота.
Некоторое время французы держали русских моряков под охраной в Порт-Саиде, а затем экстрадировали в Россию.

Родина встретила моряков «Варяга» как героев. Им был устроен прием в царской резиденции, где император Николай II самолично прикрепил на грудь каждого матроса (в том числе Ивана Капленкова) по Георгиевскому кресту. Потом был дан обед в честь моряков «Варяга» и «Корейца», причем весь огромный царский сервиз, стоявший на столе, был раздарен участникам обеда в качестве памятных подарков.
Помимо части сервиза, у Ивана Капленкова осталась царская благодарственная грамота, а также именные часы. Всем морякам император назначил пожизненное денежное содержание. А желающие могли уйти с военной службы «на гражданку».
Так и поступил Иван Капленков. Домой он возвращаться не стал, а приехал в Ростов-на-Дону, где жила его невеста Екатерина Кондратьевна - коренная ростовчанка. Сыграли свадьбу. Дом Капленковых находился на так называемой «меже» - границе между Ростовом и Нахичеванью, примерно на том месте, где сейчас возвышается здание «Атомкотломаша».
У Капленковых родились две дочери. Младшая, ныне проживающая в Ростове Мария Ивановна Можейко - появилась на свет в 1923 году...

Матрос "Варяга"  Иван Ефимович Капленков.


Крейсер "Варяг".

После революции победивший пролетариат старался изжить все, что было связано с «проклятым царизмом». Было приказано забыть и подвиг моряков «Варяга». Сам Капленков не старался напоминать об этом властям. Он работал скромным служащим объединения «Швейтриксоюз», занимавшимся торговлей швейными и трикотажными изделиями.
Но советская власть Капленкова не забыла. В 1931 году он был арестован по «той самой» 58-й статье Уголовного кодекса (антисоветская пропаганда) и сослан в Архангельскую область, в лагерь, расположенный в поселке Котлас. После обыска в его доме были изъяты именные часы и царская грамота. Их так и не вернули.
Бывшего моряка «Варяга» освободили в 1934 году (разгар репрессий был еще впереди). Капленков вернулся в Ростов. Пережил оккупацию, которая добавила еще одну беду: на работы в Германию была угнана его дочь Мария.
Семья воссоединилась после войны. И в это же время кардинально изменилась позиция советской власти по отношению к славным воинским традициям России.

В 1946 году писатель Александр Николаевич Степанов удостаивается Государственной премии СССР за историческую дилогию «Порт-Артур», в которой рассказывается и о подвиге моряков «Варяга». А в Ростове вспомнили, что здесь проживает единственный моряк, служивший на легендарном крейсере. Ивана Ефимовича стали приглашать в школы, училища, чтобы он выступал перед молодежью в целях патриотического воспитания.
Сохранилась фотография, где Иван Капленков встречается с курсантами ростовской «мореходки» вместе с другим героем-ростовчанином: Алексеем Берестом, участником водружения Знамени Победы над поверженным рейхстагом в 1945 году...
В 1953 году, в канун 50-летней годовщины подвига «Варяга», в Ростов в гости к И.Е. Капленкову приезжал писатель Александр Степанов. Они долго беседовали, Степанов что-то записывал. Капленков отдал тогда писателю свои дневники и личные бумаги, оставшиеся с «Варяга».
Иван Ефимович Капленков ушел из жизни 30 декабря 1954 года. Его похоронили на Братском кладбище. На могиле поставили обелиск.

В 2003 году, когда приближалось столетие сражения в Чемульпо, и «Вечерний Ростов» написал о том, что памятник ростовчанину, служившему на «Варяге», сильно обветшал и пришел в аварийное состояние, вопрос о возведении нового мемориала на могиле матроса Ивана Капленкова рассматривался на городском Попечительском совете по сохранению достопримечательных мест. Новый памятник был сделан в мастерской «Родос» (руководитель Ю. Д. Сыркин).

Матрос "Варяга"  Иван Ефимович Капленков.


Могила Ивана Ефимовича Капленкова.

На торжественном открытии с гордостью говорили о том, что далеко не в каждом городе России есть мемориал, связанный с подвигом «Варяга». Этот памятник стал городской достопримечательностью, его фотографии публикуются в краеведческих книгах о нашем городе.

Александр ОЛЕНЕВ (по материалам публикаций в газете "Вечерний Ростов").

От некоторых ростовчан слышала, что в Ростове-на-Дону, на Новом поселении, жил ещё один матрос с "Варяга" - гальванёр Тихон Михайлович Харцызов. К сожалению, о нём ничего узнать не удалось, кроме того, что он числится в списке экипажа "Варяга".
22 ИЮНЯ ДЕНЬ ПАМЯТИ И СКОРБИ.
Русский солдат. Автор песни иеромонах Роман Матюшин.
Иван Антонович Леонов - единственный в мире лётчик, летавший на боевом самолёте без руки.
Иван Антонович Леонов - единственный в мире лётчик (занесён в Книгу рекордов Гиннесса), в годы Великой Отечественной войны летавший на боевом самолёте без одной руки.

Иван Антонович Леонов - единственный в мире лётчик, летавший на боевом самолёте без руки.


В 1943 году, при выполнении воздушной разведки и фотосъёмки расположения войск противника недалеко от города Орёл, самолёт лейтенанта Леонова был сбит, а сам пилот получил тяжелейшее ранение: вражеский снаряд раздробил ему плечевой сустав. Ивану Леонову было 20 лет. Военные медики спасли отважному лётчику жизнь, но левую руку, плечевой сустав и лопатку пришлось ампутировать.

Молодой офицер сумел при личной встрече убедить командующего 1-й Воздушной армией Михаила Громова в порядке исключения оставить его на лётной работе. Пилотируя «небесный тихоход» По-2, Леонов стал выполнять боевые задачи в качестве лётчика 33-й эскадрильи связи 1-й Воздушной армии: он вёл разведку, доставлял приказы, летал во вражеский тыл с грузами для партизан, совершив ещё 110 боевых вылетов…

* * *

Иван Антонович Леонов - единственный в мире лётчик, летавший на боевом самолёте без руки.


Леонов Иван Антонович с женой.


Иван Леонов родился 1 февраля 1923 года в деревне Моговка Шаблыкинского района Орловской области. В 1938 году Иван Леонов окончил 7 классов Молодовской неполной средней школы и поступил в ФЗУ в городе Брянске. Одновременно учился в Брянском аэроклубе Осоавиахима. Окончив в 1940 году ФЗУ и аэроклуб, работал в депо Брянск-1, затем на заводе «Красный Профинтерн» города Бежица. В апреле 1941 года Иван Леонов поступил в Армавирскую школу пилотов истребительной авиации и, окончив её по ускоренному курсу, был направлен на Забайкальский фронт в 56-й истребительный авиационный полк, дислоцировавшийся в Монголии.

В 1942 году, переучившись на самолёт ЛаГГ-3 в Подмосковье, Леонов совершил 10 боевых вылетов.

За время войны Ивана Леонова трижды считали погибшим. Первый раз это случилось в апреле 1942 года под Москвой.

Вскоре И. А. Леонов был направлен в город Арзамас для переучивания на самолёт Ла-5. По окончании учёбы он прибыл в город Щигры на Орловско-Курской дуге. Сопровождая штурмовики Ил-2 и бомбардировщик Пе-2, Леонов совершил 50 боевых вылетов. За это время он записал на свой счёт 7 самолётов противника, в том числе 5, сбитых им лично, и 2 - в групповых боях. 15 июля 1943 года в воздушном бою он получил тяжёлое ранение.

Много месяцев провел Иван Леонов в госпитале, развилась газовая гангрена в руке, и её пришлось ампутировать по самое плечо. Снаряд, перебивший руку, раздробил бронеспинку сиденья пилота, осколки которой впились в плечо и пробили лёгкое. Четыре самых крупных врачам удалось извлечь, а 12 - до сих пор носит в себе фронтовик.

Месяцы, проведённые в госпитале, Леонов не терял даром. Он хотел летать, однако управлять самолётом без руки ещё не удавалось никому. Его направили на корректировочный пост 1-й Воздушной армии, которой командовал прославленный лётчик Михаил Громов. Однажды на пост прибыл сам командарм, и Иван попросился летать. Громов опешил: «Ты же однорукий!». Леонов отрезал: «Был бы двурукий, Вас не просил бы». Командарм обещал подумать. Через неделю Леонов отправился в штаб армии и снова повторил свою просьбу. В тот же день командарм распорядился выделить ему для тренировок самолёт По-2, а через 5 суток устроить экзамен. Ещё в госпитале Иван разработал несколько приспособлений для управления сектором газа без левой руки. В тот же день Леонов впервые взлетел после долгого перерыва. И началась боевая работа, правда, теперь уже на По-2 в 33-й эскадрилье связи 1-й Воздушной армии: доставка печати на передовую, перевозка раненых, воздушные рейсы в тыл врага к партизанам. Этот период боевой истории И. А. Леонова подробно описан в книге командующего 1-й Воздушной армией генерала М. М. Громова «На земле и в небе».

В конце 1944 года, возвращаясь из вражеского тыла на небольшой высоте, Леонов попал под обстрел вражеских автоматчиков и был ранен в ногу. Чувствуя, что теряет сознание, Иван посадил самолёт на поле сразу за передовой. Наши бойцы на танке отвезли лётчика в медсанбат. Потом снова был госпиталь.

В полку его какое-то время считали погибшим. Именно в те дни в дивизию пришла выписка из Указа Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Леонову звания Героя Советского Союза. И кто-то из штабистов на бумаге начертал резолюцию: «Награда не вручена в связи с гибелью». Однако всё это выяснилось лишь через полвека. Указом Президента Российской Федерации от 16 февраля 1995 года Ивану Антоновичу Леонову было присвоено звание Героя Российской Федерации.

После ранения в ногу Леонов выбыл из лётного состава. Его перевели на работу в штаб 900-го Оршанского истребительного авиационного полка.

Иван Антонович Леонов - единственный в мире лётчик, летавший на боевом самолёте без руки.


В 1946 году он был демобилизован. Работал в системе «Трудовые резервы» воспитателем, директором ФЗО. В 1948 году ЦК ВЛКСМ направил И. А. Леонова на работу в Мценский, а затем Тельченский район Орловской области. Вернувшись в родные места, Леонов увлёкся мотоциклетным спортом и, несмотря на отсутствие руки, занимал призовые места на чемпионатах области по мотокроссу. Позднее стал судьей республиканской категории по этому виду спорта.

После переезда в город Бежицу И. А. Леонов снова работал в «Трудовых резервах» (1950 - 1966 годах). В 1959 году окончил Минский педагогический институт. С 14 декабря 1966 по 1 октября 1980 года работал в ДОСААФ преподавателем правил дорожного движения и устройства автомобиля. Впоследствии стал начальником областного автоклуба. В дальнейшем он вновь сменил местожительство, переехав в город Щекино, где преподавал в школе ДОСААФ. В последние годы преподавал в Тульском автотранспортном техникуме.

Иван Антонович Леонов - единственный в мире лётчик, летавший на боевом самолёте без руки.


И. А. Леонов ведёт активную воспитательно-патриотическую работу с молодёжью, систематически выступает в институтах, школах, воинских частях, на предприятиях, в средствах массовой информации. Он - член Тульского областного и городского Совета ветеранов войны и труда Вооружённых Сил и правоохранительных органов.

Помимо двух своих дочерей Иван Антонович и его супруга Нина Васильевна воспитали ещё 5-х приемных детей, родители которых погибли на войне.

Герой Российской Федерации И. А. Леонов награждён орденами Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, медалью «За отвагу», «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», многими другими медалями. Он - почётный гражданин Шаблыкинского района Орловской области, почётный член РОСТО. За уникальный подвиг и участие в боях на самолётах с одной рукой занесён в Книгу рекордов Гиннесса. Именем лётчика И. А. Леонова названы улицы в городе Орле и одном из посёлков в Шаблыкинском районе.

Иван Антонович Леонов - заядлый автолюбитель. Пишет книги воспоминаний, повести, рассказы, стихи. Увлекается пчеловодством и садоводством. Живёт в Туле. Является членом Союза писателей. Его перу принадлежат книга «Назван человеком из Легенды» (1998 - 1999) и сборник «Поэмы и стихи» (1999).

www.edfond.ru
Страницы: << < 1 2 3 4 5 > >>